Праздник Благовещение: история, традиции, приметы. История праздника благовещение пресвятой богородицы и традиции Благовест пресвятой богородицы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Православная церковь ежегодно 7 апреля празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Это один из 12 самых главных церковных праздников, который христиане празднуют за девять месяцев до Рождества Христова.

Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор Святого архистратига Гавриила.

События Благовещения, которые описаны в Евангелии апостолом Лукой, знакомы практически всем, но в канун праздника предлагает вам еще раз вспомнить эту божественную историю.

Богородица

Дева Мария, бесспорно самая целомудренная на всей Вселенной, была отдана Творцу начиная с рождения. До 14 лет она жила и воспитывалась в Иерусалимском храме.

А когда пришло время Марии покинуть храм, в мужья нашли ей престарелого плотника Иосифа, славившегося своим благочестием, который должен был оберегать Ее чистоту и невинность.

Поэтому, когда Архангел Гавриил возвестил Марии, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия, Дева, смущаясь, осведомилась у Ангела, каким образом получится это зачатие.

© photo: Sputnik / Balabanov

Изображение Богоматери. Фрагмент иконы "Благовещение (Устюжское)"

Архистратиг привел в пример бесплодную родственницу Марии —Святую Елизавету, которая в преклонном возрасте зачала ребенка шесть месяцев назад, тем самым дав понять, что у Господа нет предела возможностям.

Услышав в речах Архангела Всемилостивую волю, Мария произнесла: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". На сегодняшний день считается, что в момент произнесения Девой Марией такой фразы и содеялось Святое зачатье.

Узнав, что Мария носит ребенка, Иосиф хотел тайно отпустить ее. Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: "Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…"

Иосиф поступил так, как велел ему Ангел — принял свою жену. У них родился сын, и нарекли его Иисусом. Все, как предсказывалось.

История

Есть мнение, что праздник установлен апостолами, ввиду того, что в росписях катакомб, где собирались на молитву первые христиане, имеются изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемые II-III веками.

Однако праздновать его особо стали не ранее IV века. Этому способствовало открытие Святой равноапостольной Еленой в начале IV века Святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве.

© photo: Sputnik / В. Робинов

Древние христиане называли праздник по-разному — Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы, как на Востоке, так и Западе.

Праздник, который, по некоторым сведениям, установил святитель Кирилл Иерусалимский, уже к концу VII века был в Византии одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви.

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта (7 апреля по-старому стилю). Поскольку праздник Рождества Христова был исторически установлен значительно раньше, Благовещению посвятили день, на девять месяцев предваряющий Рождество.

© photo: Sputnik / Владимир Вяткин

Картина художника Василия Поленова "Источник Девы Марии в Назарете"

Это число также согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Традиции

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы с давних времен особо почитался на Руси. По древней традиции, в этот день люди выпускали на волю птиц из клеток и сетей. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

На Благовещение крестьяне по традиции пекли просфоры — пресный церковный хлеб, по числу домочадцев в семье. Хлеба освещали в храме.

Освещенный хлеб съедали дома натощак, а крошки — добавляли в корм домашним животным и в семена. В народе считали, что благодаря этому урожай будет богатым, а скот — плодовитым и здоровым.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Благовещение в народе воспринимали как праздник весны, начало нового сельскохозяйственного года. Люди освящали зерно перед посевом, ставя рядом с зерном благовещенскую икону.

В старину в этот день "закликали весну" — разводили костер и прыгали через огонь, водили вокруг хороводы, пели "веснянки". Благовещенский костер считался лучшей защитой от болезней, порчи и сглаза.

Чтобы защитить скотину от волков, люди били в колотушки, медную посуду, звонили в колокольчик. В народе считали, что волки будут держаться на том расстоянии, на которое звук распространится.

Приметы

В народе праздник Благовещения был окружен множеством примет. Самая главная из них - нельзя ничего делать по дому, запрещены все земельные работы. Старые люди говорят, что в этот день даже птица гнезда не вьет, потому что это грех.

© photo: Sputnik /

Существует легенда о том, что кукушка не послушалась правил этого дня и свила гнездо. В наказание кукушка больше не может вить гнезда, и теперь она вынуждена свои яйца подкладывать в гнезда других птиц.

Накануне и в день Благовещения во многих домах старались не зажигать огонь. Однако следовало сжечь в печи несколько щепоток соли, чтобы привлечь удачу.

Люди считали, что в этот день радуются ангелы на небесах, и даже грешников в аду перестают мучить. Земля пробуждается от зимнего сна и раскрывается навстречу весне. Вместе с обитателями земли пробуждается и всякая нечисть.

Поэтому в этот день проводили обряды, которые помогали защититься от зла и излечиться от болезней. Например, окуривали дымом зимнюю одежду, умывались талой водой.

© photo: Sputnik / V. Drujkov

Икона "Благовещение" конца XVI века

Лучшей защитой от змей считался огонь. Поэтому было принято сжигать накопившийся за зиму мусор. На Благовещение также нельзя ни одной крошки уронить, иначе не будет спаса от насекомых.

На Благовещение гадали на счастье - запекали в церковной просфоре мелкую денежку и кому она достанется, тому весь год счастье улыбаться будет.

Благовещенская освященная вода ставилась под иконами. Считалось, что она целый год не портится, если только к ней не прикоснется колдун или человек с темными помыслами. Верили, что эта вода поднимет на ноги больного человека. Ею же отпаивали и скотину.

В этот день нельзя ничего давать взаймы. Нельзя пересыпать зерно из мешка в мешок. Чтобы неслись куры к Пасхе, на Благовещение хозяйка помелом сгоняла их с насеста.

© photo: Sputnik / Denis Aslanov

Немало примет связано с погодой и урожаем. Так, накануне ночью темное без звезд небо - к плохому несению курами яиц. Солнце в праздник Благовещения - к урожаю пшеницы.

Дождь в праздник - к хорошей рыбалке, к грибной осени. Если в праздник прогремела гроза - можно ждать теплого лета и отличного урожая орехов. А мороз в этот день мог принести хорошие прогнозы на урожай огурцов и яровых.

О чем молятся

Перед иконой Пресвятой Богородицы Благовещения молятся о получении облегчения и исцеления своих недугов, об освобождении из заточения, и вообще — получить "благую" весть о чем-либо.

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

8 апреля (26 марта по юлианскому календарю) в православной церкви совершается празднование церковного праздника Собора Архангела Гавриила. В народном календаре этот день носил название Гавриил Благовест или Гавриил Благовестник.

Прозвище Благовест (Благовестник) Гавриил получил не просто так. Именно он принес благую весть: сообщил Деве Марии о том, что она родит сына, который станет Спасителем. Кстати, в память об этом православные христиане накануне, 7 апреля, отмечают праздник Благовещение.

В этот день, заметив светлый восход солнца, крестьяне убирали подальше всю санную сбрую, приговаривая: «В день Гавриила выверни оглобли из саней». Поэтому еще одним названием дня было Гавриил - выверни оглобли или Василий - выверни оглобли (кроме Собора Архангела Гавриила православная церковь в этот день также отмечает память преподобного Василия Нового).

В этот день женщины должны были окончить последнюю пряжу. На Гавриила и после него прясть уже было нельзя: считалась, что такая работа в прок уже не пойдет. Связано это суеверие, скорее всего, было с тем, что весной больше времени уделять нужно было работе в огороде и поле, а домашняя работа столько времени и внимания, как зимой, уже не заслуживала.

На Гавриила (Василия) наблюдали за погодой. Считали, что какая погода на Гавриила, такая она будет и в день памяти Сергия Радонежского, на Сергея Капустника (Курятника) - 8 октября (25 сентября по старому стилю). А в южных регионах крестьяне обращали внимание на черемуху: если она к этому дню зазеленела, время было сажать ранний картофель.

Народные приметы 8 апреля, Гавриил Благовест

  • Какова погода 8 апреля, такова она будет 8 октября, и наоборот.
  • В день архангела Гавриила выверни оглобли из саней.
  • Василий - выверни оглобли, закинь на поветь, выскочи из куста. Это значит, что санная езда уже прекращается.
  • Зачерпни сапог, промочи подметки.
  • Все, что ни родится на день Гавриила, уродливо, неспоро.
  • Если прясть на Гавриила - работа не впрок.
  • В этот день женщины оканчивают пряжу, а тем, которые еще продолжают прясть после сего дня, говорят: «Не пойдет».

Благовещение Пресвятой Богородицы - это православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования . Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Исуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию (от греч. «благая весть »). Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой - Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться.

Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. е. храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихеры великой вечерни, построенные как диалог Архангела с Богородицей:

С овётъ превёчныи, tкрывaz ТебЁ nтрокови1це, гавріи1лъ преdстA, тебE лобызaz и3 вэщaz, рaдуисz землE ненасёzннаz. рaдуисz купино2 не њпали1маz. радуисz глубино2 неуд0бь ви1димаz, рaдуисz м0сте к8 нб7сє1мъ преводsи. и3 лёствице выс0каz, ю4же їя1ковъ ви1дэ. рaдуисz рu1чко бжcтвеныz мaнны. рaдуисz разрэшеніе клsтвэ. рaдуисz ґдaмово возвaніе, с8 тоб0ю гDь.

K влsешимисz ћкw чlкъ, речE нетлённаz nтрокови1ца ко ґрхистрати1гу. и3 кaкw вэщaеши гlы пaче чlка. со мн0ю рeклъ є3си2 бGу бhти, и3 в8сели1тисz во утр0бу мою2. и3 кaкw бu1ду гlи ми, в8мэсти1лище прострaнное, и3 мёсто сщ7eниz, и4же на херувимэхъ восходsщему. да непрельсти1ши менE лeстію, небо2 разумёхъ мu1жа. брaку є4смь непричaстна, кaкw yбw nтрочA рождu2.

Б Gъ и3дёже х0щетъ, побеждaетсz є3стествA чи1нъ, речE беспл0тныи. и3 ћже пaче человёка содэвaютсz, мои1мъ вёруй и4стиннымъ глаг0ломъ, все©тaz и3 непор0чнаz. nнaже возопи2, бu1ди мнЁ нhнэ по гlу твоемu2, и3 рождu2 беспл0тнаго, пл0ть t менE заи3мовaвшаго, ћкw да возведeтъ чlка, ћкw є3ди1нъ си1ленъ, надрeвнеє достоsніе, крaйнимъ сошeствіемъ.

На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Величание Благовещению - особенное:

Ґ рхaгGльскіи глаc вопіeмъ ти чcтаz. рaдуисz њбрaдованнаz, гDь с8 тоб0ю.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.

Библиотека Русской веры

В Апостоле (Евр. II, 11–18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии (Лк. I, 24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Д нeсь спасeнію нaшему начaтокъ, и3 вёчнэй тaйнэ kвлeніе, сн7ъ б9іи, сн7ъ дв7ыz бывaетъ, и3 гавріи1лъ рaдость бlговэствu1етъ. тёмъ и3 мы2 с8 ни1мъ бцdэ возопіє1мъ, рaдуисz њбрaдованнаz гDь с8 тоб0ю.

Русский текст:

Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, обрадован­ная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Русский текст:

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая.

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает ». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.


Благовещение. Пьетро Каваллини, базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 год

Основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.


Благовещение. Андрей Рублёв, 1408. Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. ГТГ, Москва

Наиболее распространенным изводом является «Благовещение с пряжей». Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое.

Благовещение. Костромской музей, конец XVII в.
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах Софийского собора в Киеве. XI век Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия.

Устюжское Благовещение. Новгородская икона, вторая четверть XII век

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника ». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях.


Надвратная церковь Благовещения

На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).


Благовещенский собор Московского Кремля

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы.

Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске (Белоруссия). По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993–98 гг. в облике XII века.


Благовещенская церковь в г. Витебске (Беларусь)

Много монастырей было посвящено Благовещению Богородицы. Пожалуй, самые древние находятся в Нижнем Новгороде (1221 год), Киржаче Владимирской области (основан в 1358 году преподобным Сергием Радонежским), Муроме.


Следует сказать, что есть даже город, названный в честь праздника - Благовещенск на Дальнем Востоке , на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и носил название Усть-Зейский военный пост (на месте слияния Зеи и Амура). Первый храм, который был там построен, освятили во имя Благовещения, откуда и город получил свое имя. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию возведения Благовещенских храмов. Этому празднику посвящен строящийся храм Русской Православной старообрядческой Церкви в (Эстония), (Латвия), (Латвия) и придел Рижской Богоявленской общины (Латвия).

Душеполезное поучение на Благовещение

… Поелику Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3, 16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве ангел, говоря: «Радуйся, Благодатная»! Поелику Ева была проклята, Мария теперь слышит: «Благословенна Ты». Мария размышляла о приветствии, каково оно: не гнусное ли и порочное, каково обращение мужчины к девице, или Божественное, так как в приветствии упомянуто и о Боге: «Господь с Тобою»? Ангел, во-первых, успокаивает сердце Ея от страха, чтобы Она приняла Божественный ответ в невозмутимом положении; ибо в состоянии смущения Она не могла бы должным образом выслушать имеющее сбыться, - потом, как бы в изъяснение вышесказанного слова «Благодатная», говорит: «Обрела Ты благодать у Бога». Ибо быть облагодатствованным значит получить благодать у Бога, то есть угодить Богу.Но это счастье общее, ибо и другие многие получили благодать у Бога, а приносимое Марии приветствие не идет еще ни к кому.

«И вот зачнешь» - этого преимущества не удостоилась еще никакая другая дева. Сказал: «во чреве»; этим показывается, что Господь существенно воплотился из самих ложесн Девы. Пришедший для спасения рода нашего справедливо назван «Исусом», ибо имя сие в переводе на греческий язык означает «спасение от Бога». Исус, по толкованию, значит Спаситель, потому что и спасение называется «иао». «Он будет, - говорит, - велик и наречется Сыном Всевышнего». Велик был и Иоанн, но он еще не был и сыном Всевышнего, а Спаситель - велик по Своему учению и - «Сын Всевышнего» тоже по учению, ибо Он учил, как имеющий власть, и по совершению дивных чудес. Слово было Сыном Всевышнего и прежде веков, но не называлось так и не было известно; когда же воплотилось и явилось во плоти, тогда и назван Сыном Всевышнего видимый и творящий чудеса.

Слыша о «престоле Давыда», не подумай о царстве чувственном, но разумей о Божественном, которым Он воцарился над всеми народами Божественною проповедью. «Дом Иакова» суть уверовавшие как из евреев, так точно и из других народов, ибо таковые собственно суть Иаков и Израиль. Как же говорится, что Он воссел на престоле Давыдове? Слушай. Давыд был меньший между братьями своими; и Господь был в презрении и поношении, как ядца и винопийца, и сын древоделателя, и в бесчестии даже у своих братьев, сыновей Иосифовых. «Ибо и братья Его, - сказано, - не веровали в Него» (Ин. 7, 5). Давыд, несмотря на благотворительность, был гоним; и на Господа, творящего чудеса, клеветали и бросали камни. Давыд победил и воцарился кротостью; и Господь воцарился, принявши крест по кротости. Итак, видишь ли, в каком смысле говорится, что Он воссел на престоле Давыдове? Как Давыд принял чувственное царство, так Господь принял духовное царствование, которому «не будет конца». Ибо царствованию Христову, то есть богопознанию и христианству, не будет конца. Ибо мы и в гонении сияем благодатью Христовою.

… Но посмотри, что говорит Дева. «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему»: Я доска живописца; пусть пишет писец, что он хочет; пусть творит Господь, что Ему угодно. Очевидно, прежде сказанное «как будет это» было выражением не неверия, а желания узнать образ; ибо если б не верила, не сказал бы: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Знай и то, что Гавриил значит «человек Божий», Мариам - «госпожа», а Назарет - «освящение». Посему, когда Бог имел соделаться человеком, прилично посылается Гавриил, который означает «человек Божий»; да и приветствие совершается в святом месте, то есть в Назарете, ибо где Бог, там нет ничего нечистого.

(Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие празднику Благовещения Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 24-38), приводится в сокращении ).

Народный праздник Гавриил Благовест отмечается 8 апреля 2020 года (по старому стилю - 26 марта). Христианская церковь в этот день празднует Собор Архангела Гавриила. Народ окрестил его Благовестником за неоднократное явление людям добрыми известиями.

История

«Собор» - значит «собрание». Православные христиане собираются вместе, чтобы прославить Архангела Гавриила, имя которого означает «крепость Божия».

Архангел Гавриил являлся многим людям и приносил им благую весть. Своим присутствием он воодушевлял пророка Моисея во время написания Бытия. Открыл пророку Даниилу будущее иудейского народа. Предстал перед святой Анной и рассказал, что ее будущая дочь станет матерью Спасителя человеческого. Неотступно находился рядом с Марией в ее земной жизни с того момента, как она вошла в храм Иерусалима. Рассказал священнику Захарию о рождении Иоанна - Крестителя Господня. Во сне пришел к Иосифу и открыл тайну прихода Мессии. Он же предупредил о коварных планах ирода и наказал скрыться с женой и сыном в Египте.

Архангел Гавриил поддерживал Иисуса, когда тот молился в саду Гефсимана перед муками. Он же возвестил о Воскрешении Христовом женщинам, которые пришли помазать Его тело миром.

Традиции и обряды

К Архангелу Гавриилу обращаются с просьбой избавиться от простудного недуга, лихорадки. Молитва в этот день способна оградить не только от физических болезней, но и от душевных сомнений.

Во многих регионах в этот народный праздник начинают активно сажать томат, капусту, фасоль и бахчевые культуры.

Те, кто занимается прядением, стараются закончить намеченную работу на Гавриила. Спряденная нить после этого дня считается некачественной. Данное суеверие сохранилось с тех пор, когда на Руси основная масса населения жила за счет урожая с полей. Начиналось время страды, и женщины разрывались между землей, домом, семьей и прялкой. Они спешили, и нить получалась неравномерной, с комочками и «лысыми» местами. Связанные вещи были некрасивыми и непрочными. Так и появилась традиция откладывать прялку после дня Гавриила Благовеста.

Приметы и поверья

Белое, ясное солнце на заре означает, что снега больше не будет.

Если с крыш снег не сошел, то он пролежит еще месяц.

Если случился заморозок, то весна затянется и будет холодной.

В какой стороне вечером звезды ярче, с той поутру придет ветер.

Черемуха распустила цвет, значит, можно сажать ранний картофель.

Верба зацвела - пришла пора доставать из омшаника ульи.

Существует поверье, что все, рожденное в этот день, имеет дефект. Даже люди, которые появились на свет 8 апреля, считаются с изъяном.

В традиции христианства издавна существовали трудовые будни и дни отдыха, а также церковные и православные дни, предназначенные для прославления Бога, или воспоминаний событий Священной истории христианства. Знать даты церковных праздников, кому или чему они посвящены - обязанность каждого верующего.

7 апреля в России отмечается Благовещение Пресвятой Богородицы - один из самых древнейших богородичных двунадесятых праздников.

Благовещение в истории

Евангелист Лука подробно и достоверно рассказал о событиях, которые произошли в городе Назарете. К Пречистой Деве Марии, обрученной с пожилым плотником по имени Иосиф, неожиданно явился Божий посланник - архангел Гавриил. "Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословена ты между женами, - сказал он и сообщил смятенной Деве: - Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус". Благочестивая Дева сначала растерялась. Но уже через мгновение ответила словами, которые выражают Ее любовь к Богу и безграничную готовность исполнять Его предначертания: "Я - раба Господня, и да будет Мне по слову Твоему".

Так началась новая эпоха у значительной части человечества, которая очень скоро стала называться христианской.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. (Лк. 1, 26-38). Это священное событие, совершилось по церковному преданию 25 марта/7 апреля в шестой Месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.

"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария." (Лк. 1, 26-27)

Так начинается евангельское повествование о событии, получившем название "благовещение", что значит "добрая, радостная весть". Этому событию посвящен и двунадесятый праздник - праздник Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащий к древнейшим праздникам в честь Богородицы, указания на который идут от IV века. Святитель Иоанн Златоуст называет Благовещенье "первым праздником" и "корнем праздников". Также и Шестой Вселенский собор 52-м своим правилом постановил в день Благовещенья совершать литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров, совершаемую в великопостное время.И в народе праздник Благовещение Пресвятой Богородицы считается величайшим, несущим с собой покой и радость.



Отчего же так почитается Благовещение Пресвятой Богородицы и Вселенской Церковью и даже людьми нередко весьма далекими от Церкви Христовой? Что возвестил Ангел Деве Марии? "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами" (Лк. 1, 28), - повествует далее Евангелие от Луки.

Какое странное приветствие! Гавриил, предстоящий пред Богом, приходит на землю и произносит слова, которые никогда за всю историю человечества не были обращены ни к кому из смертных: ни к женам, ни к великим мужам.

"Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие" (Лк. 1, 29).


Предание церковное говорит нам о том, что до 15 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме. Ангелы Божии приносили Ей утешение и наставляли Ее. Именно поэтому, когда Ангел явился Ей на этот раз, Мария не испугалась самого самого появления небесного посланника, а лишь смутилась, ибо понимала, что ни к кому из человеков еще не были обращены такие слова. "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1, 30-33). Таким образом, Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве древнее пророчество Книги псалмов: "Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему" (Пс. 44, 11-12), что открывает человеческое рождение Христа от Девы. Именно от Нее должен родиться долгожданный Спаситель миру, Мессия, Помазанник, Который будет царствовать во веки и Его Царству не будет конца - вот Кто должен от Нее родиться.

Предание говорит, что Мария давала обет девства, и ее муж - Иосиф был хранителем девства. Верность слову, данному Богу, обет, о нарушении которого Мария не могла и помыслить, вызывают в Ней изумление: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" (Лк. 1, 34). В этих словах мы обнаруживаем подлинную премудрость Пресвятой Девы. Ибо Она поступила не так, как поступила прежде Нее Ева, внявшая в райском саду сладким речам змия. Святая не приняла сказанного безрассудно, но по сути повторила данный Ею обет.

И тогда Ангел подтверждает свое Небесное посланничество и разрешает Ее сомнение: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Гавриил открывает таким образом зачатие,что зачатие это будет не по естеству человеческому, но сверхестественным порядком, что обет девства не будет нарушен и Мария всегда будет именоваться Приснодевой.


И чтобы окончательно развеять все сомнения, относительно возможности подобного, подчеркивает всемогущество Божии: "Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1, 36-37). Но посмотрим, что говорит Мария на это? Продолжаются ли Ее сомнения, сопротивляется ли Она этому благословению? Евангелист пишет: "Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1, 38). Святой Афанасий Великий так комментировал эти слова: "Всесвятая Дева, сказав: "Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему", - выразила тем следующее: я - скрижаль, на которой Писец пишет все, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хочет".


"И в это же мгновение, - пишет Димитрий Ростовский, - действием Святого духа, совершилось во святой утробе Ее несказанное зачатие, без услаждения плотского, но не без восторга духовного. В сем наслаждении Ее духа и зачался Сын Божий, "И Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин. 1, 14). Вот почему Церковь Христова призывает нас радоваться.

Вот почему земля прославляет славу Божию: свершилось великое событие в жизни всего человечества - Архангел Гавриил в святом благовестии принес нам радостную весть о том, что настало избавление, что Христос, обетованный Миссия, родится от Девы Марии.

Празднуя Благовещение Пресвятой Богородицы, мы празднуем начало новозаветного дня. Настало время исполнения святого обещания Господа о "Семени жены, Которое сотрет главу змия" (Быт. 3, 15).

Праздник 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы - начало нашего спасения, о чем Святая Церковь непреложно свидетельствует: "Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою".

Традиции, обряды и обычаи


В народе издревле веровали, что на Благовещенье Пресвятой Богородицы, которое знаменовало начало весны и нового сельскохозяйственного года, сам Господь благославляет землю и открывает ее на плодородие, на сеяние. Существовал обряд "освещения" посевного зерна: крестьянин ставил в кадку с зерном благовещенскую икону и приговаривал: "Мати Божия, Гавриил-Архангел, благословите нас урожаем". В канун Благовещенья крестьяне ходили в подвалы или поглеба, где брали капустный качан (незаметно для чужих) - первый, снятый осенью с огорода, и клали его на землю. Существовало поверье, что если на следующий день, идя от благовещенской обедни, взять этот качан, то на нем можно найти семена. Если вместе с этими семенами посадить рассаду, то для капусты, выросшей из нее, не будут страшны никакие заморозки - ни весенние, ни осенние.


Среди благовещенских обычаев бытовали и древние языческие ритуалы, в которых выражались вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда; окуривались помещения домой и надворных построек, чтобы предохранить себя и скотину от болезней.

Благовещенье Пресвятой Богородицы воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия - в природе и в жизни людей. Вероятно, с этим связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток, тенетов и сетей птиц на волю.

Русский народ сложил об этом празднике множество поговорок:
На Благовещенье весна зиму поборола.
На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучают.
Цыган на Благовещенье шубу продает.
На Благовещенье дождь - родится рожь.

Мы сердечно поздравляем всех христиан с праздником 7 апреля, с Благовещением Пресвятой Богородицы!

Рассказать друзьям