Дочери георгия. Дочь вицина выбрасывает дневники отца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

12.04.2017

Народный артист, которому в апреле исполнилось бы 100 лет, любил повторять: «Убить можно и любовью, и славой»

С чем уж точно не поспоришь - Георгий Михайлович Вицин, как и сыгранные им герои (например, Хмырь - в «Джентльменах удачи», Трус - в бессмертных комедиях Гайдая), по уровню популярности и степени народной любви разве что поделит с кем-нибудь из легендарных актёров прошлого абсолютное первое место. И это неудивительно: в большинстве советских киношедевров, которые до сих пор каналы без устали крутят круглый год, играет Вицин. Редко кто обладал таким диапазоном дарования: он был равнозначно хорош в драме, сказке, своим узнаваемым голосом в мультиках, уж не говоря о комедии. Но вот что поражает: практически наш современник (ещё «каких-то» 20 лет назад выходивший на сцену), он вместе с богатейшим творческим наследием оставил нам столько биографических «белых пятен», невероятных баек о себе, так «затуманил» всю свою закулисную жизнь, что уже невозможно разобраться, что было, что нет и как всё

происходило на самом деле. Поэтому и в памяти современников Вицин остался чудаковатым, избегающим общения отшельником и затворником, на самые простые вопросы отвечающим витиевато или загадочно сыплющим афоризмами. Даже коллеги по съёмкам порой недоумевали: с виду простой и понятный «дядя Гоша» периодически напоминал швейцарский сейф с десятком кодовых замков. Причём - без всяких сомнений - «хитрый» Вицин всё это делал умышленно. В ответ на назойливые расспросы журналистов о своей жизни за кадром он как-то «проговорился»: «Миф должен оставаться мифом, не надо его разрушать». И всё-таки к 100-летию актёра попробуем развеять самые популярные мифы.

Георгий Михайлович Вицин

ДИТЯ РЕВОЛЮЦИИ

Неразбериха и путаница начались с самого рождения Вицина. Когда и где он появился на свет? Судя по всему, составителям всевозможных киношных энциклопедий и справочников стоило немалых трудов, чтобы ответить на эти вопросы. В апреле 1918-го (как в советские годы официально считалось) или 1917-го (как значится на могиле)? В революционном Петрограде или в Финляндии (которая в те годы входила в состав Российской империи)? По крайней мере 95-летие Вицина широкая общественность отмечала два года подряд - в 2012 и 2013-м. А некоторые СМИ на полном серьёзе даже предположили, что его биографию «изрядно подкорректировали советские цензоры» - мол, ну не мог выдающийся советский актёр «быть по рождению чужестранцем». «Дитя революции» - совсем другое дело!

Любопытно, что здравствует единственная дочь Вицина - Наталья, а у неё, по её же словам, есть дневники отца, которые тот вёл с юных лет. Но она книг об отце не пишет, с журналистами общается крайне неохотно - только в юбилейные даты.

Тем не менее есть документ - запись в метрической книге петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, где крестили Георгия, подтверждающая, что он появился на свет в финском городке Териоки (ныне - российский Зеленогорск, Курортный район Санкт-Петербурга) 5 апреля (по старому стилю) 1917 года, то есть 18 апреля - по-новому. Впоследствии мама Вицина, Мария Матвеевна, исправила в метрике год рождения на 1918-й, чтобы устроить сына, родившегося слабеньким, в оздоровительную так называемую Лесную школу, где детей лечили и учили. И это было в духе того времени - приписать лишний год, чтобы до призыва в армию дать организму окрепнуть. Точно такая же история с другим выдающимся актёром - Владимиром Этушем, у которого тоже «две даты рождения». Но почему до сих пор дни рождения Вицина празднуются не 18 апреля, а 23-го (в день его именин), непонятно.

О его родителях сведений мало. Отец, Михаил Егорович, воевал в Первую мировую, был тяжело ранен и после возвращения прожил недолго. Известно, что, когда мальчику исполнилось восемь месяцев, семья переехала жить в Москву. Известно, что у Гоши ещё был родной брат - потом он стал профессиональным художником и скульптором, учеником и ассистентом знаменитой Веры Мухиной. Георгий тоже с ранних лет неплохо рисовал и лепил, но к выбору профессии подошёл очень нестандартно. В одном из интервью он признавался, что в лицедеи его привела… болезненная застенчивость. Вицин вспоминал: «Когда я играл у Гайдая Труса, я играл себя в детстве. По актёрскому амплуа он мне очень близок - я знаю о нём всё! Чтобы побороть свои комплексы, мне надо было приучить себя к аудитории, побороть стеснение. И я выбрал актёрство, стал заниматься в драмкружке». При Лесной школе был самодеятельный театр, где преподавали старые актёры. Именно там Гоша получил первые профессиональные уроки актёрского мастерства. Он быстро понял: отныне вообще не мыслит свою жизнь без сцены.

Наталья Вицина рассказывала: «В дневниках отца я прочитала, как он, злостный безбилетник, тайком пробирался в театр: нужно было быстро пробежать мимо швейцара и пробраться на балкон, а ещё лучше - на колосники… Он знал наизусть все роли и часто представлял себя на месте любимых актёров».

Окончив в 1935 году Студию МХАТ-2, Георгий Вицин поступил в труппу под руководством народного артиста СССР Николая Хмелёва (с 1937 года - Театр имени М.Н. Ермоловой). Первое упоминание о нём - в театральной программке спектакля «Не было ни гроша, да вдруг алтын» по Островскому, где начинающий актёр сыграл в эпизоде. Сохранились воспоминания о том, что во время учёбы он был любимчиком своего педагога - знаменитой актрисы Серафимы Бирман, которая сравнивала его с Михаилом Чеховым. Да и в театре Вицина заметили сразу. В пьесе Френсиса Бомонта и Джона Флетчера «Укрощение укротителя» он так ярко играл сексуально озабоченного старичка-импотента, что на все спектакли билеты раскупались мгновенно. Отнюдь не главная роль, но публика валила валом именно «на молодое дарование - актёра Вицина»!

Большое кино пришло в его жизнь довольно поздно - Георгию Михайловичу было уже за 30.

Ученик оздоровительной Лесной школы Гоша Вицин. 1920-е


ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ-ЛЮБОВНИК

Хотя лучшие роли киноактёра Вицина мы вообще могли не увидеть на экранах… Мало кто знает, что в жизни Георгия Михайловича был эпизод, когда он чуть не погиб. Эту историю несколько лет назад мне рассказал Пётр Николаевич Бургасов - бывший главный государственный санитарный врач СССР. Подробнее она описана в его книге «Я верил…» (См. « », ).

Отдыхая в июне 1946 года на подмосковной речке Клязьме, Бургасов вдруг услышал дикий крик о помощи. Не раздумывая бросился спасать и вытащил из воды человека, который уже пошёл ко дну. Сам едва не утонул… «Вытащил на берег, положил на живот, из него пошла вода… И тут спускаются с пригорка две женщины, тормошат его. Он очнулся, приговаривает: «Целуйте его, целуйте - он меня спас!» Одна из женщин говорит: «Знаете, кого вы спасли? Вы спасли будущего великого артиста!» И называет фамилию - Вицин.

Во всех киношных справочниках и «Википедии» первой работой Георгия Михайловича числится знаменитая драма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944), где он якобы сыграл одного из опричников. На самом деле это ошибка! И Вицин, отбиваясь от вопросов о работе с Эйзенштейном, открещивался: «Даже в глаза его не видел». Кинодебют Вицина состоялся в 1945 году - он сыграл железнодорожника в фильме Юткевича «Здравствуй, Москва!». Но сам актёр считал своей первой ролью Николая Васильевича Гоголя в картине Григория Козинцева «Белинский». Вицин в образе автора «Мёртвых душ» был так убедителен, что вскоре его пригласили ещё раз сыграть Гоголя - в картину Александрова «Композитор Глинка».

Сегодня это кому-то, возможно, покажется странным, но в конце 40-х и начале 50-х годов прошлого века Вицину прочили успешную карьеру и видели в амплуа лирических героев-любовников. Приглашённый режиссёром Александром Файнциммером на пробы в «Овод» (ни много ни мало на роль мужественного борца за свободу Италии чернокудрого Артура Ривареса), он составил серьёзную конкуренцию записным актёрам-красавцам тех лет - Олегу Стриженову, Владимиру Дружникову, Сергею Бондарчуку… Тот же Григорий Козинцев собирался его снимать в «Гамлете». Вицин - Гамлет (вместо Иннокентия Смоктуновского!), и это не шутка! Сохранилось более позднее письмо Козинцева Вицину, в котором режиссёр сожалел, что тот стал играть в комедиях - он считал его глубоким драматическим актёром. То есть никто не мог предположить, что из Вицина получится актёр комедийный, да ещё какой!

Но тут, как это часто бывает, все решил его величество случай. В 1954 году в коридоре «Ленфильма» Вицина увидел ассистент по актёрам из съёмочной группы комедии «Запасной игрок». Оказалось, именно такого исполнителя долго не могли найти. Вицин был утверждён сразу. В роли начинающего футболиста Васи Веснушкина его дар проявился во всём блеске. После премьеры Вицин не только проснулся знаменитым - именно с этого момента его кинокарьера взяла крен в сторону комедии. Вскоре был блестяще сыгран трогательный скромняга-романтик Костя Канарейкин в комедии «Она вас любит!», для контраста - 70-летний (!) дед Мусий в «Максиме Перепелице». И, наконец, роль, которую Георгий Михайлович потом называл любимой, - сэр Эндрю в экранизации Яна Фрида «Двенадцатой ночи» Шекспира. Даже британская пресса в восторженных тонах отметила «русского актёра, удивительно точно ухватившего специфику и суть их национального юмора». Конечно, англичане - как обычно - всё перепутали, назвав Вицина Выпиным, но главное они оценили правильно.

Любопытно, что сам Георгий Михайлович серьёзные и героические роли считал скучными. С детства его кумирами были Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд… А Бастер Китон (его ещё называли комиком без улыбки) был ближе всех. Высшим пилотажем для него была трагикомедия.

ПЕРВУЮ ЖЕНУ ОТБИЛ У ХМЕЛЁВА

Ещё один парадокс из жизни Вицина - в большущей галерее персонажей он изображал трусливого недотёпу, слабовольного, бесхарактерного тихоню, каковым он в реальности не был. Даже наоборот - в быту Георгий Михайлович порой был очень решительный, упрямый, если что задумал - добьётся. К каждой роли, если это требовалось, набирал нужную физическую форму и был готов исполнить многие трюки. Например, в фильме «Она вас любит» в кадре он сам на огромной скорости мчится на водных лыжах…Перед съёмками того же «Запасного игрока» месяц наматывал круги на стадионе, а на репетиции знаменитой сцены боксёрского поединка с Кадочниковым-Дедушкиным, атакуя, так разошёлся, что пропустил удар и очнулся с трещиной в ребре. Он же не знал, что у Павла Кадочникова - разряд по боксу. Тем не менее Вицин поднялся, затянул грудную клетку полотенцем и продолжил репетицию.

Не знаю, быль это или нет, но в коридорах «Ленфильма» рассказывали историю, случившуюся в Киевском зоопарке во время работы над картиной «Она вас любит!». Снимали сцену, в которой из клетки выходил лев и подходил к герою Вицина, работнику зоопарка. «Мотор!» Лев в визуальном сопровождении дрессировщика Бориса Эдера (чтобы его не было видно в кадре) пошёл… Вдруг одна из решёток, ограждавших место съёмки, с грохотом упала, и лев направился к автору сценария Владимиру Полякову. Все с криком кинулись врассыпную. Сам Поляков стоял ни жив ни мёртв - от страха он не мог сдвинуться с места. Не растерялся один Вицин. «Не бойтесь, - твёрдо сказал он, - львы смелых людей не трогают». И погладил животное по шерсти. Лев постоял минуту, зевнул. И только в этот момент подоспел дрессировщик…

Кстати, личная жизнь Вицина - лишнее подтверждение его сильного характера и целеустремлённости. Свою первую жену «тихий, стеснительный, робкий и закомплексованный» Гоша Вицин увёл у своего учителя, главного режиссёра и худрука театра-студии - народного артиста СССР Николая Хмелёва. Было ему в ту пору 19, Дине (Надежде) Тополевой, считавшейся одной из красивейших актрис Москвы, - 35. Говорят, любовь была такая, что «обманутый муж» отступил - всё понял и простил обоих. Более того, Вицин и Хмелёв остались не только учителем и учеником, но и хорошими друзьями.

«О личной жизни отца всегда писали с иронией, - рассказывала Наталья Вицина. - Его отношения с актрисой Надеждой Тополевой поданы как интрижка. А ведь речь идёт не о банальном адюльтере, не о романчике, а о серьёзных отношениях двух людей. С папой Надежда прожила не пару лет, как пишут, а 20… Она была уникальным человеком, близким ему по духу, по каким-то индивидуальным качествам.

Я читала их письма друг другу: отношения этой пары были настолько тонкими и не пошлыми, что сегодня, когда любовь стала совсем другой, они мало кому понятны. Могу гордиться тем, что в принципе узнала, какие бывают у людей высокие отношения. Это поколение чистых людей. Ум Надежды, её обаяние, остроумие вызывали восхищение. Даже когда они расстались и папа женился на маме, он всё равно продолжал общаться с Диной как с близким другом, а я воспринимала её как родственницу, полноправного члена нашей семьи. Более того, именно Дина стала моей лучшей подругой». Известно, что Георгий Михайлович всячески поддерживал Дину Тополеву до последних дней её жизни, то есть ещё около 20 лет: ухаживал, приносил продукты, лекарства и хоронил её.

Между прочим, со второй своей женой - молодой театральной художницей и костюмером Тамарой Фёдоровной Мичуриной (племянницей всемирно известного учёного-селекционера) - Вицин также познакомился в Театре имени Ермоловой. Влюбился практически с первого соприкосновения взглядами. В этот раз - на всю оставшуюся жизнь. И опять действовал решительно, бесповоротно. Тамара Фёдоровна рассказывала: «Я его не выбирала. Меня выбрал он. Я лишь ждала, когда это случится… А в 29 я уже родила Наташку».

«Как он красиво ухаживал за будущей супругой! - вспоминал один из авторов сценария «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» Яков Костюковский. - Тамара была женщиной аппетитной. Вицину всегда нравились такие, он говорил: «Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик».

Когда актёр стал невероятно популярным, естественно, его стали одолевать поклонницы. Писали письма, искали с ним встречи, хотели родить ему детей… Но Вицин был непробиваем. Удивительно: за всю жизнь - ни одного мимолётного романа, лёгонького любовного приключения. Скала! Он не обращал внимания даже на партнёрш - красивейших актрис. Директор Музея трёх актёров (Никулина, Вицина, Моргунова) Владимир Цукерман рассказывал случай: «1964 год. На съёмочной площадке фильма «Женитьба Бальзаминова» собрались известные красавицы советского кино - Нонна Мордюкова, Татьяна Конюхова, Лидия Смирнова, Жанна Прохоренко… Те хотели его споить коньяком, а он отпил глоточек, пополоскал горло и выплюнул. Тогда Нонна Мордюкова ему сказала: «Ты не куришь, не пьёшь, женщинами не интересуешься. Ты не мужик, ты - труп!» «Нет, я йог», - ухмыляясь отвечал Вицин.

Вицин в прославившей его роли футболиста Васи Веснушкина в фильме «Запасной игрок». «Ленфильм», 1954


АРИЯ ЛЕНСКОГО

…1961 год. Вышла короткометражка Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс», а следом - «Самогонщики».

С них начался период, который поклонники кино окрестили «эпохой Балбеса, Труса и Бывалого». 1965 год - «Операция «Ы», через год - «Кавказская пленница», собравшая у экранов 76,5 миллиона зрителей. Рекорд, не побитый до сих пор! Слава у Вицина, Никулина и Моргунова была просто феноменальная: по всей стране и даже за рубежом продавались открытки, значки, пепельницы, ручки, маски, календари, даже водка с их изображением. Согласитесь, не каждый актёр при жизни станет рисованным героем популярного мультфильма, но именно Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников и мило злодействовали в легендарных «Бременских музыкантах». В народ пошли гулять анекдоты, истории «будто бы со съёмок» с участием этой троицы. Причём сами актёры, и в жизни известные хохмачи-юмористы, немало этому способствовали.

Юрий Никулин рассказывал, как однажды в перерыве съёмок фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» он и Моргунов после сцены взрыва сидели в обгорелой одежде около шоссе, а Вицин ходил по полянке и напевал: «Куда, куда вы удалились…» Мимо проходили колхозники и, увидев обгорелого и оборванного человека, поющего арию Ленского, очень удивились: «Что случилось?» Моргунов

не моргнув глазом ответил: «Вы что, не знаете? Это Иван Семёнович Козловский. У него дача сгорела сегодня утром. Вот он и того…» Колхозники очень расстроились. «Чего жалеть-то, - сказал Моргунов, - артист богатый. Денег, небось, накопил, новую построит, - и крикнул Вицину: - Иван Семёнович, вы попойте там ещё, походите». Вицин, ничего не понимая, отвечал: «Хорошо, попою», - и продолжал петь. А колхозники в ужасе побежали к «даче Козловского».

И таких уморительных историй - уйма. А небылиц - ещё больше. На премьере «Бриллиантовой руки» Никулин сказал, что за каждый придуманный смешной трюк они получали от Гайдая по бутылке шампанского: мол, сам Никулин получил 24, Моргунов - 18, а Вицин - одну. Гайдай потом удивился: «Юра, такого же не было!», на что Никулин отвечал: «А так смешнее!» Когда сценарист Яков Костюковский услышал о том, что всё самое прикольное придумывали актёры в ходе съёмок, воскликнул: «Может, мы вообще сценарий не писали?!» Между тем точно известно, что больше всех импровизаций придумал Вицин. Он сам рассказывал: «Помните, в «Кавказской пленнице», когда мною вышибают дверь и я улетаю в окно? Я внёс свою лепту и крикнул: «Поберегись!» Или момент, когда я бегу за Варлей и пугаюсь упавшего с неё платка… Когда Моргунову делали укол, я предложил, чтобы шприц остался в его ягодице (а на самом деле в подушке. - Ред.) и размеренно покачивался». Именно Вицин придумал трюк с рогаткой и огурцом. А самой любимой своей находкой Георгий Михайлович считал решение знаменитой сцены, когда Трус, Балбес и Бывалый стоят перед автомобилем насмерть, и Трус, зажатый в тиски, начинает биться в конвульсиях. «Импровизация удалась - все смеются до сих пор», - говорил он.

60-е и 70-е годы прошлого века - самое золотое время актёра Георгия Вицина. Он снялся в таких эпохальных картинах, как «Деловые люди», «Женитьба Бальзаминова», «Старая, старая сказка», «Джентльмены удачи», «Не может быть!», «12 стульев», «Земля Санникова», «Неисправимый лгун»… По цитируемости афоризмов его персонажей Вицин - один из первых артистов, а это серьёзный показатель успешности созданного образа. «Чей туфля? Моё! Спасибо!», «Да здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире!!!» («Кавказская пленница»); «У нас что ни гроб, то огурчик!», «Утром деньги - вечером стулья!» («12 стульев»); «Грубый век… грубые нравы…романтизьму нету… выпить не с кем», «В следующий раз, Володька, рано не женись!» («Не может быть!»); «Йес, йес… ОБХСС!», «Канай отсюда, рога поотшибаю, редиска!» («Джентльмены удачи») - это всё Вицин!

Вопреки сложившемуся мнению, Георгий Михайлович и в жизни был отъявленным хохмачом, при всей внешней серьёзности мог с юмором обыграть любую ситуацию, обладал лёгкостью почти мальчишеской. Шутил, каламбурил, разыгрывал неустанно, за что частенько получал нагоняи от супруги. Но именно эта удивительная детскость привела его в мультипликацию. Вицин озвучил порядка 78 мультиков и эту работу обожал: «Здесь ты чувствуешь себя ребёнком, начинаешь хохотать или капризничать, петь, рычать, пищать. Взрослый так вести себя не будет». Он легко перевоплощался хоть в дверную ручку, хоть в зайчика, ласточку или грибочек. Недаром Моргунов сказал: «Вицин - дьявольски талантлив. Ни я, ни Никулин ногтя его не стоим».

С женой Тамарой


«НЕ СУЕТИТЕСЬ, ЛЮДИ!»

И тут пора развеять ещё один миф - о том, что в жизни Вицин был затворником, отшельником, избегающим журналистов. Конечно же, это не так.

…Помню, когда в конце 1990-х я много-много раз набирал номер телефона его квартиры в Староконюшенном переулке в надежде взять большое откровенное интервью, каждый раз его супруга Тамара Фёдоровна очень вежливо отвечала примерно так: «Георгию Михайловичу некогда разговаривать даже по телефону. Он пошёл на Арбат кормить голубей и бродячих собак…» На старый, добрый (но абсолютно искренний) журналистский «штамп», мол, читатели завалили редакцию письмами, хотят узнать о Вицине побольше, приводила свой железобетонный аргумент: «Я всё понимаю! Но о них-то кто позаботится, если не он?!»

Действительно, в последние годы жизни Вицин обществу людей предпочитал компании собак, кошек, пернатых. Он подобрал на улице трёх дворняг и поселил их в своей квартире. У него дома жили жучки, паучки, божьи коровки, он не трогал тараканов. Говорил: «Тараканы - это же природа! А природу нельзя уничтожать». Такова была его философия. Говорят, когда ежедневно, в любую погоду ровно в пять вечера он выходил из подъезда с полными карманами пшена, хлеба и прочей еды, все голуби, воробьи, кошки с собаками в округе его уже поджидали. Зрелище было невообразимое! Птицы парили над ним, садились на голову и плечи, голодные дворовые псы облепляли его со всех сторон…

Но затворником он был не больше и не меньше, чем любой другой любимец публики, которому на улице не давали прохода. Надо понимать, что после сыгранных ролей Труса или Хмыря к Вицину отношение было особое, часто - чересчур навязчивое. Поэтому, выходя из квартиры, он надевал очки, надвигал на лоб шляпу или кепочку, поднимал воротник… Но он до последнего работал в Театре киноактёра, ездил на творческие встречи, всевозможные юморины, сборные концерты, где читал рассказы Зощенко - концертные гонорары были не только неплохой прибавкой к пенсии: эти выступления помогали ему держать себя в форме. Шутил, что зарабатывает на корм своим бездомным «братьям меньшим». Вицин мог быть довольно общительным. Например, с известным театральным критиком Виталием Вульфом по телефону, бывало, говорил часами.

И интервью давал. Правда, очень редко: боялся сказать лишнее - опасался, что его неправильно истолкуют: «В разговоре я теряю контроль над собой, могу сказать лишнее. Журналисты и рады. А я потом нервничаю». К тому же его выбивали из колеи непрофессиональные вопросы «о глупостях всяких».

Владимир Цукерман, который дружил с Моргуновым, Никулиным и Вициным, рассказывал, как однажды они с Георгием Михайловичем проговорили аж четыре часа. «Он был скромный, не любил, когда его замечали. Одна из любимых его фраз: «Главное - не привлекать внимания других к себе. Чего мозолить глаза народу?» Он не любил всевозможные актёрские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах. Никогда не имел машины - старался ходить пешком или ездил на троллейбусе или трамвае, как он выражался, на «самых культурных видах транспорта». Говорил: «Самое страшное, что придумало человечество, - это машины и застолье!»

Вицин часто изображал на экранах пьяниц (и делал это в высшей степени достоверно), но в реальности был абсолютно равнодушен к алкоголю. Никогда не курил, с ранней юности системно занимался йогой, изучал физиологию человека и всевозможные практики, позволявшие владеть собой. Ежедневные тренировки проводил строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Вообще к своему здоровью он относился ответственно: очищал организм, следил за правильным питанием - почти 30 лет не принимал никаких лекарств, не ел мяса, лечился только травами. Утверждал: «Любую бяку можно нейтрализовать силой мысли». Мог, например, восстановить силы за пять минут - просто засыпал и просыпался совершенно отдохнувшим. Мог замедлить пульс чуть ли не до 20 ударов. То есть прекрасно умел владеть своим, как Вицин выражался с улыбкой, «органоном». Считал, что такие умения в актёрской профессии необходимы. Вероятно, именно этим объясняется то, что Георгий Михайлович всю жизнь фантастически молодо выглядел - легко и незаметно для зрителей играл героев на пару десятков лет моложе себя, и в 84 года у него не было ни одного седого волоска. Даже актрисам давал советы и делился приёмами, как выглядеть моложе.

В материальном плане он жил как свободный художник - не стремился играть роли, за которые полагались награды и звания, денег не копил (это было абсолютно не в его характере!), но и не бедствовал. Как сказала однажды Наталья Варлей, «мне кажется, Георгию Михайловичу Вицину не пришло бы в голову торговаться из-за гонорара за роль, особенно если ему хотелось эту роль сыграть». В отличие от нынешнего поколения актёров он был просто из другого теста! И увлечений у Вицина было немало. Любил посидеть с мольбертом, рисовал везде - в поездках, между действиями в спектаклях, в перерывах между съёмками. В минуты откровений говорил: «Иногда думаю: будь я немного моложе, съёмочной площадке предпочёл бы живопись».

А может быть, скульптуру. Однажды они на спор с братом-скульптором лепили портреты друг друга, так у Георгия Михайловича «скульптура» получилась ничуть не хуже, хотя он никогда этому не учился. Он был завзятым книголюбом и книгочеем - увлекался философией, любил классику, особенно Толстого, обожал письма и дневники великих людей.

Георгий Вицин, Лидия Смирнова и Екатерина Савинова в комедии «Женитьба Бальзаминова», которую сам Георгий Михайлович в шутку называл «Женитьбой Бальзамированного». «Мосфильм», 1964


АФОРИЗМЫ ВИЦИНА

Георгий Михайлович любил говорить афоризмами. Например, о перестройке: «Сейчас всё сломают, потом ещё раз построят. Снова сломают и снова построят. Ничего нового в этом мире нет». О политике: «У нас уже всё было - и путчи, и смена властей. Столько менялось властей, людей, дураков.

Я не могу сказать, лучшая у нас сейчас власть или худшая. Ведь меня не допускают к анализу их мочи и мозговых извилин». О деньгах: «Актёр не должен быть сытым. На кой хрен нужны мне эти бумажки? Я их никогда не коллекционировал». О юморе: «Смеяться - естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора - это болезнь… ненормального человека». О животных: «Вот собаки, они как лекарство: они лечат, спасают людей, укрепляют нервную систему. После 80 всем надо иметь собаку. Она спасёт вас, поможет с режимом дня лучше всяких докторов». Или о популярности: «Убить можно и любовью, и вниманием, и славой. Сколько хороших актёров погибли, когда их начинали выдвигать, популяризировать. Они не выдерживали. Нервная система у актёров слабая. Поэтому я ещё в свои 20 лет понял, что, если слава подкрадывается, надо спрятаться». Любил повторять: «Ложиться нельзя, если только ляжешь - всё! Надо всё время шебуршиться!» Когда Вицина спросили о его золотом правиле, он отвечал: «Не удивляйся ничему плохому!» И пояснил: «Я научился этому не сразу, но когда смог, с облегчением вздохнул и понял: «Вот она - жизнь!»

…Говорят, в конце 1990-х кто-то из коллег, встретив Георгия Михайловича в фойе Театра киноактёра, обронил фразу: «Дядя Гоша, что-то неважно выглядишь…» Видели, как Вицин в гримёрке подошёл к зеркалу, посмотрел на своё изображение и убитым голосом произнёс: «Неужели это всё?»… Накануне своего последнего выступления он настоял на прогулке - с дочерью и любимой собакой. Актёр уже так неважно себя чувствовал, что еле ходил. Наталья потом вспоминала: «Это была необычная прогулка. Он словно прощался - с собаками, со своими птицами, с любимыми местами. Это поразило: он всё понимал, всё делал сознательно».

Сердечный приступ случился прямо на сцене - Вицин участвовал в сборном концерте в Театре киноактёра. Его сразу отвезли в реанимацию. 22 октября 2001 года Георгия Вицина не стало. Он умер в одной из московских больниц с официальным диагнозом «в результате хронического заболевания сердца и печени» - последним из «великой троицы» (Никулин умер в 1997 году, Моргунов - в 1999-м). Потом поговаривали, что причина смерти - уколы антибиотиков: мол, не привыкший к лекарствам организм не выдержал. Но так или нет - уже не узнает никто.

Актриса Наталья Варлей на церемонии прощания в Центральном доме кинематографистов, 25 октября 2001


Вот ещё несколько фраз из воспоминаний о Георгии Вицине «кавказской пленницы» актрисы Натальи Варлей: «Он был из другого поколения, с другими ценностями и критериями. А сегодня я понимаю, что очень не хватает этой старой, интеллигентной актёрской школы. Думаю, он жил так, как ему уже хотелось - соответствовать своему возрасту, не молодиться. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души. Вот такой человек - с очень нежной душой, очень ранимый, никогда, как мне кажется, ничего для себя не просящий, никогда не выдвигающий никаких требований к другим по отношению к себе. Сама память о Георгии Михайловиче очень светлая. Грустно, потому что его нет, и грустно, потому что он не может сейчас дать урок скромности, интеллигентности, вежливости и трепетного отношения к актёрской профессии».

…На похоронах Никулина Моргунов спросил Лужкова: «Юрий Михайлович, где нас с Вициным хоронить будете?» «Что за вопрос такой неуместный?!» - удивился мэр. «Очень даже уместный, - заявил Моргунов, - потому что большое политическое значение имеет! Люди приходят на кладбище, рыдают… И вдруг видят: рядышком лежат Трус, Балбес и Бывалый. Настроение сразу поднимается!» В итоге они все похоронены на разных кладбищах: Вицин - на Ваганьковском, Никулин - на Новодевичьем, Моргунов и Гайдай - на Новокунцевском.

В одном из последних интервью в ответ на просьбу журналиста пожелать что-нибудь позитивное читателям издания Вицин сказал: «Не суетитесь, люди! Жизнь отнимает страшно много времени!» А что - неплохое напутствие потомкам от великого актёра, философа и мудреца…



Георгий Вицин, по мнению многих, один из самых недооценённых советских и российских артистов, и до сих пор в информации о его биографии и личной жизни существуют неточности.

Первые неточности, связанные с биографией и личной жизнью Георгия Вицина, относятся к месту и году рождения. По официальным данным, он родился в 1918-м году в Петрограде, но впоследствии исследователи уточнили, что на самом деле он родился в 1917-м году в Териоки.

Семья Георгия никаким образом не была связана с театром. Мало информации о перипетиях в биографии и личной жизни родителей Георгия Вицина, известно лишь, что оба по национальности русские, и отец достаточно рано ушёл из жизни.

Актер Георгий Вицин

Детство и юность

В 1918-м году Вицин с матерью переезжают в Москву. Он рано почувствовал, что хочет быть актёром. Ещё в школе начал посещать драмкружок, где за ним закрепилось амплуа отрицательных героев.

После школы Вицин поступает в Щепкинское театральное училище при Малом театре. К сожалению, достоверных сведений и фото об этом периоде биографии и личной жизни Георгия Вицина практически нет.

По существующей версии, Вицина отчислили с первого курса училища за «несерьёзность» и отсутствие таланта, что явно не соответствовало действительности. Представить себе Вицина, легкомысленно относящимся к актёрской профессии, практически невозможно.

Георгий Вицин в детстве

В 34-м году Вицин поступает в другое знаменитое театральное училище – Щукинское. По неясным до сих пор причинам из этого училища он перевёлся в студию Второго МХАТа, где одним из его педагогов была знаменитая в ту пору Серафима Германовна Бирман. К Вицину она относилась по-особенному, чувствуя в нём огромный потенциал, и уже тогда заметила наметанным глазом его характерную актёрскую фишку – «вольтеровскую улыбку».

Актёрская карьера

С 1936-го по 1969-й год Георгий Вицин играл на сцене театра Ермоловой. Наиболее значительные роли сыграны им в спектаклях:

  • «Укрощение укротителя»
  • «Как вам это понравится»
  • «Счастье»
  • «Люди с чистой совестью»
  • «Дикари»
  • «Двадцать лет спустя»

Это было время, когда зритель ходил в театр специально «на Вицина». Уже тогда проявился дар его неувядающей молодости. Совершенно невозможно было угадать, сколько ему лет на самом деле? В спектакле «В добрый час» он несколько сезонов подряд играл семнадцатилетнего, хотя сам давно перешагнул сорокалетний рубеж.

Георгий Вицин в фильме «Деловые люди»

Партнёры в театре его любили и уважали, но при этом запросто называли «Гошей», на что он, впрочем, не обижался. Вицин ни к одной роли не подходил формально, всегда придумывал что-то новое и вносил коррективы в мизансцены, с которыми соглашались ведущие режиссёры. Парадоксально, но потрясающе молодо выглядящему Вицину лучше всего удавались роли трагикомичных стариков.

К сожалению, видео спектаклей, в которых играл Вицин, не сохранилось.

Фильмография

Первую роль в кино Георгий Вицин сыграл в 45-м году в фильме «Здравствуй, Москва!» Затем в трёх фильмах подряд — «Глинка», «Весна», «Белинский» — Вицин играет роль Гоголя, настолько он получался похожим и убедительным.

Настоящая слава пришла к Вицину в 54-м году после роли Васи Веснушкина в фильме «Запасной игрок». Тридцатисемилетний Вицин блистательно сыграл двадцатипятилетнего спортсмена-новичка, и сразу стал народным любимцем.

Георгий Вицин в фильме «Здравствуй, Москва!»

Другие значительные роли Вицина в фильмах 50-х годов:

  • «Максим Перепелица»
  • «Двенадцатая ночь»
  • «Убийство на улице Данте»
  • «Дон Кихот»
  • «Девушка с гитарой» и других.

Несмотря на огромную популярность, Георгий Вицин всегда оставался исключительно закрытым и скромным человеком, не особо любил, когда поклонники просили подписать фото, избегал комментариев относительно своей биографии, личной жизни, детей и т.д.

1961-й — год особенный в судьбе Вицина. После выхода фильма Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» на свет родилась неповторимая, легендарная троица Трус, Балбес и Бывалый. Интересно, что сразу без кинопроб на роль Труса был утверждён только Вицин, а Никулину и Моргунову пришлось побороться за эти роли.

Георгий Вицин в фильме «Пёс Барбос и необычный кросс»

В общей сложности троица приняла участие в девяти полнометражных фильмах. Безусловно, самыми известными из них являются комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница или новые приключения Шурика».

В дальнейшем Георгий Вицин сыграл роли и принял участие в качестве актёра озвучивания и дубляжа в великом множестве проектов. Самые значительные роли Вицина:

  • «Женитьба Бальзаминова»
  • «12 стульев»
  • «Джентльмены удачи»
  • «Неисправимый лгун»
  • «Не может быть!»
  • «Путешествие пана Кляксы»

После 94-го года он в кино уже не снимался.

Георгий Вицин в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Георгий Вицин – Заслуженный артист РСФСР и Народный артист СССР, награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими наградами.

Личная жизнь

В личной жизни в известной мере проявилась противоречивость натуры Вицина. Тихий, в высшей степени тактичный человек, чьим девизом было «оставаться незаметным», он, тем не менее, отбил жену у руководителя театра Ермоловой — Николая Хмелёва.

С Диной Тополёвой, актрисой, он прожил в гражданском браке двадцать лет. Трудно сказать, что послужило причиной расставания. Возможно, Георгий Вицин начал задумываться о том, что в биографии и личной жизни должны быть и дети, а Дина была старше, чем он, на шестнадцать лет и не могла родить по естественным причинам. Но даже расставшись и уже будучи семейным человеком, он не забывал её, снабжал продуктами и лекарствами до последнего её часа.

Георгий Вицин с женой Тамарой Мичуриной

С официальной женой, Тамарой Мичуриной, Вицин познакомился тоже в родном театре, где она устроилась работать бутафором. Вскоре после свадьбы у пары родилась дочь Наталья. Георгий Вицин никогда не был участником скандалов и интрижек, и сохранял верность супруге всю жизнь.

Удивительно, но с личностью Вицина, всю жизнь стремящегося оставаться незаметным, связано множество интересных подробностей, и упомянуть можно лишь некоторые:

  • Касса, которую собрали по всему миру «Пёс Барбос» и «Самогонщики» — порядка 150-ти миллионов рублей. В Голливуде Вицин, безусловно, был бы миллионером.
  • Вицин не ел мяса, всерьёз занимался йогой и медитацией, и это помогало ему долгие годы сохранять молодость.
  • Вицин трепетно относился к животным, регулярно подкармливал кошек, собак и птиц. На его похоронах собралось много бездомных животных – они прощались со своим благодетелем.
  • Вицин не притрагивался к алкоголю. Единственный раз, когда ему пришлось выпить – в знаменитой сцене возле пивной бочки в «Кавказской пленнице», когда звучит диалог «- Жить, как говорится, хорошо! – А хорошо жить – ещё лучше!» Никакие другие напитки, кроме натурального пива, не желали пениться, и Вицину пришлось выпить единственный раз в жизни.
  • Многие знаменитые сцены и реплики в комедиях Гайдая – это импровизации Вицина на съёмочной площадке. Ему принадлежит авторство слов «Чей туфля?», живой щит на дроге, преграждающий путь машине в «Кавказской пленнице» и множества других находок.
  • Вицин был великолепным графиком. Его карикатуры и шаржи сделаны мастерски.
    Свою большую квартиру в центре Вицин подарил дочери, а сам с женой жил в небольшой «хрущёвке».

народный артист Георгий Вицин

Смерть Георгия Вицина

Здоровье Георгия Вицина резко ухудшилось в 2001-м году. На одном из концертов, в которых он участвовал, ему стало плохо. Дочери удалось помесить его в элитную клинику, но годы взяли своё, сыграли свою роль серьёзные проблемы с сердцем, и 21-го октября великого актёра не стало.

Удивительно, но самая скромная звезда нашего кинематографа оставила один из самых заметных следов в истории кино. Вицина помнят, Вицина любят, и будут любить, пока живы театр и искусство кино.

Есть во Владимирской области село, добрая половина обитателей которого считает себя родственниками Георгия Вицина. А ведь на самом деле так оно и есть! И фамилия у них одна – Вицины. Немногим известно, что корни знаменитого артиста – великого комика Георгия Михайловича Вицина - находятся на владимирской земле, а именно в селе Небылом Юрьев-Польского района. Здесь родился его отец, здесь часто в юные годы и уже став популярным артистом бывал и Гоша или Гога, как называли и продолжают называть Георгия Михайловича небыловцы, лично знавшие его. Несколько последних лет своей жизни актёр вёл очень тихий и скромный образ жизни, не показываясь на телеэкранах. Его можно было увидеть только на сцене театра киноактёра или в театре на Таганке, где по выходным проходят вечера смеха с участием известных и не очень комиков. Георгий Михайлович там читал своего любимого Михаила Зощенко. И с одного из таких концертов, 16 сентября 2001 года, его увезли на «скорой» в больницу, но после того, как артист свой номер исполнил… В селе Небылое, откуда был родом отец Георгия Вицина, до сих пор живут дальние родственники актёра. У них хранится родословная семьи гениального комика, из которой выясняется, что после одной из войн XIX века, скорее всего Отечественной 1812 года, в селе появился поляк Вицен (Вицено или Вицена). Было ли это его имя или фамилия, - сейчас сказать уже невозможно. Но современная фамилия Вициных, видимо, идёт отсюда. Но, как бы там ни было, этому поляку ничто человеческое чуждым не казалось, и он женился на жительнице Небылого, построил свой дом. Через некоторое время в семье родились два сына – Егор и Иван. Повзрослев, в свою очередь, и те стали семейными. В их семьях начали подрастать дети. У Егора появились два сына, названные Михаилом и Кузьмой, и дочь. Двое сыновей родились и в семье Ивана. Одному из внуков поляка Вицена – Михаилу Егоровичу – и суждено было стать отцом известного актёра. По убеждению Нины Серафимовны Вицыной, дальней родственницы артиста, других Вициных на земле не существует. Все люди с этой фамилией происходят от поляка Вицена и его потомков. Сама же Н. С. Вицына, выходя замуж и следуя правилам правописания в русском языке, изменила в своей новой фамилии одну букву – «и» на «ы» после «ц» - и стала писаться Вицына вместо Вицина. С «ы» пишется фамилия лишь семьи Нины Серафимовны, а остальные представители семейства верны традиции. По поводу происхождения фамилии Вицин существует ещё одна версия. В Небыловской округе вицами назывались тонкие ивовые прутья, из которых плели корзинки. Они и могли послужить корнем фамилии. Вицины всегда были очень зажиточными. Они постоянно держали скотину и птицу. В памяти Н. С. Вицыной запечатлелась огромная стая гусей. Недалеко от их дома стояли принадлежавшие семье постройки, в разговорной речи звавшиеся «палаткой», «амбаром» и «житницей». Все Вицины отличались добротой, бескорыстием, скромностью, а порученное дело выполняли обязательно хорошо и ответственно. Артистичность – тоже их характерная семейная черта. Некоторые жители Небылого ещё помнят отца Георгия Михайловича и говорят, что он был «артист великий, весёлый и талантливый». Некоторым Вициным было подвластно копирование голосов, манер поведения односельчан. Всё это, как говорит Нина Серафимовна, им было дано природой. Да и внешней красоты и обаяния им было не занимать. Большинство Вициных, к тому же, и долгожители. В то время Небылое с окрестными деревнями и сёлами были стороной пастухов и каменщиков, и многие местные жители уходили на заработки в другие края. Так однажды поступил и Михаил Вицин. Оказавшись в чужой стороне, он женился, и весной 1917 года у молодой семьи в Петрограде (в 1917 году - в его окрестностях) родился сын, наречённый Георгием. - Будучи мальчишкой, - продолжала моя собеседница, - он каждое лето приезжал в Небылое к своему дяде Кузьме и его жене тётке Елизавете, которая прожила больше ста лет. Именно к ней Георгий приезжал уже в зрелом возрасте. Об этих временах сам Г. М. Вицин вспоминал вот что: «…в село Небылое, недалеко от Юрьев-Польского, в детстве часто бывал. Это родина моего отца. На телеге меня возили, дорога была плохая, и я трясся почти целый день – часов с 10 утра и до 8 вечера. Но зато окрестностями любовался. Места-то красивейшие! Когда смотрю на картину «Владимирка», снова вспоминаю детство, как меня возили на отдых в Небылое». По воспоминаниям свекрови Нины Серафимовны, Георгий Михайлович в свои юношеские годы во время приездов на родину отца часто катал на большой телеге, использовавшейся для перевозки сена, местных ребятишек, среди которых был и будущий муж моей собеседницы Владимир Вицин, доводившийся артисту троюродным племянником. В Небылом сохранился дом, где проводил своё беззаботное детство будущий великий комик. Правда, сейчас он серьёзно перестроен. В начале XX века в нём проживали двоюродная племянницу Г. М. Вицина Мария Николаевна Громова и её мать Мария Алексеевна, чей муж Николай Кузьмич был артисту двоюродным братом. Много работая, Георгий Михайлович часто разъезжал с концертами. Одним из пунктов таких гастролей он периодически выбирал Небылое. А как сюда не заехать, если киносъёмки велись в Суздале, что буквально в нескольких десятках километров от Небылого? Вспомните, например, ту же «Женитьбу Бальзаминова». - Георгий в Небылое приезжал много раз, - продолжала Нина Серафимовна Вицына, - но никогда он не был с семьёй, а всё время с артистами, каждый раз с концертом. Так, в 1962 году он был вместе с Нонной Мордюковой, в другой приезд – с кем-то из комедийной тройки – то ли с Юрием Никулиным, то ли с Евгением Моргуновым, сейчас уже точно не помню. Все концерты обязательно проходили с огромным успехом. Небыловцы подолгу их не отпускали. Клубу небыловскому он однажды аккордеон подарил. Его так потом и называли – «вицинский». Однажды, зайдя к своей тётке Елизавете, он оставил ей на столе 40 рублей на конфеты, когда та получала пенсию в три раза меньше. Об этом событии долго судачило всё село. А Мария Алексеевна Георгию Вицину дала очень краткую, но ёмкую характеристику: - Он был очень простой, Гошка-то. Из всех родственников артист больше остальных любил своего троюродного брата Дмитрия Прокопьевича Вицина, который жил в Орске. Он составил подробное генеалогическое древо их рода. Его дело продолжил и племянник. Георгия в Небылом все звали просто Гога Вицин. Очень часто можно было слышать: «Сегодня вечером по телевизору будет кино, где играет Гога Вицин!» или «К нам едет с концертом Гога Вицин!» - Моего сына Игоря в школе тоже звали Гога Вицын, - говорит Нина Серафимовна. А вот Марии Николаевне больше запали в душу моменты, когда она с родственниками посещала своего знаменитого дядю в Москве: - Жили они с женой Тамарой Фёдоровной и дочерью Наташей в Староконюшенном переулке. Мы к ним туда иногда приезжали. Георгий Михайлович очень любил встречать и угощать гостей. После нашего приезда сразу же бежал в один из ресторанов на Арбате и покупал что-нибудь вкусненькое. Угощая всех, сам спиртного никогда не употреблял. Обычно вечером приедет машина за ним – и увезут чуть не на всю ночь на съёмки. А Тамара Фёдоровна все новости про всех артистов расскажет. Были случаи, когда он привечал не только родственников, но и других жителей Небылого, приезжавших в Москву. О том, что артисту нравилось В Небылом, говорят его воспоминания: «…сметану я люблю, всё деревенское, натуральное. Рябину невежинскую, уважаю вишню, антоновку, анис. Только на этом и держусь. Люблю деревню, лес – там всегда покой, чувствуешь себя человеком, частью природы. Только при общении с природой и отдыхаешь, как следует…» - Последний раз в Небылое, - продолжает Мария Николаевна, - он приезжал лет за 15 до смерти, заходил к нам. Весть о смерти Вицина в 2001 году услышала по телевидению. Но на похороны поехать не смогла – тогда тяжело болела и в реанимации лежала мать. Действительно, известие о смерти стало шоком для небыловских родственников Георгия Вицина. Нина Серафимовна по этому поводу сказала следующее: - Я всё время считала, что такие люди должны жить всегда. И очень неприятен тот факт, что в последние дни жизни вокруг его имени было много спекуляций. Некоторые средства массовой информации поспешили объявить, что великий комик умирает в нищете. Ничего такого не было. Георгию помогал Никита Михалков и возглавляемый им Союз кинематографистов. А смерть наступила не из-за болезни, а из-за преклонного возраста. …Когда артист дарил автографы, он любил рядом пририсовать забавную рожицу – автошарж, на котором буквально несколькими штрихами воссоздавал образ прославившего его киногероя - Труса. Из книги: Хламов С. "Два "Дня": "Седьмой" и "Юрьев". Кольчугино, 2008.

Он стал актером, чтобы избавиться от болезненной застенчивости. «Я пытался бороться с закомплексованностью, — вспоминал впоследствии Георгий Михайлович, — и меня потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории». Внешне ему это вполне удалось, вот только в душе он так и остался скромным, стеснительным. По словам тех, кто хорошо его знал, Вицин был, скорее, созерцателем, философом, погруженным в свой внутренний мир, но вынужденным время от времени надевать маску шута и выходить в ней на сцену или съемочную площадку.Всю жизнь Георгий Михайлович «жонглировал» своим возрастом. По документам он появился на свет в 1918 году в Петрограде, на самом же деле, был на год старше и родился в финском городке Терийоки, ныне российский Зеленогорск. В 30 с лишним лет актер был одинаково убедителен в роли древнего деда Мусия («Максим Перепелица») и юного Васи Веснушкина («Запасной игрок»), потом в «Женитьбе Бальзаминова» и вовсе «помолодел» на 28 лет.

Вицину был под силу любой образ - мистик Гоголь в «Белинском», сексуально озабоченный старик Морозо в спектакле «Укрощение укротителя», скромный романтик Канарейкин в «Она вас любит». Но недаром некий пожилой актер, глядя на ужимки и прыжки молодого Вицина, мрачно и с пафосом произнес: «Обезьянка... Дурачок... Шут гороховый!». Больше всего мы любим комедийные роли актера - Сэма в «Деловых людях», Хмыря из «Джентльменов удачи», Волшебника из «Старой, старой сказки», пана Цыпу из «Кабачка «13 стульев» и, конечно же, Труса из знаменитых фильмов Леонида Гайдая «Самогонщики», «Пес Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница»...

Георгий Вицин редко давал интервью, объясняя это давней, еще с детских лет, нелюбовью к экзаменам. Его дочь Наталья тоже избегает общения с журналистами (видимо, это у них наследственное). Но аргументы у нее другие: «Думаю, даже согласившись побеседовать, отец не ответил бы ни на один ваш вопрос, зато загнул бы что-нибудь такое, что вы точно запомнили бы на всю жизнь, - например, прочитал какое-нибудь стихотворение или спел частушку собственного сочинения».

«ПАПА НА ОДИН ДЕНЬ ПОВЕЗ МЕНЯ В КИЕВ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ КАРТИНУ ВЕЛАСКЕСА «ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ»

- Наталья Георгиевна, наверное, все ваше детство прошло в киноэкспедициях - на съемках Георгия Михайловича?

Больше всего времени мы проводили в Ялте - там жила моя мама, будучи беременная мной, там я даже в школу пошла. Мы, дети, очень любили Ялтинскую киностудию. В ее дворе стояли кареты, фрагменты декораций каких-то башен и замков из сказок Птушко, среди которых так интересно было играть. Был там и огромный бассейн, правда, без воды, в нем снимали отдельные эпизоды фильмов «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Можно сказать, что я росла в сказке, и этим счастьем обязана папе.

- На киностудии Вицина, наверное, все очень любили?

Отношение к папе было двойственным. Я это очень хорошо знала, потому что общалась преимущественно с бутафорами, осветителями, ассистентами режиссера, а особенно с их детьми. С одной стороны, его зазывали, старались отпросить из театра на съемки хотя бы на два дня, с другой - с трепетом ждали его появления, потому что знали: если Вицин приедет, обязательно пойдет дождь и нельзя будет снимать.

Папа не любил солнца и обожал шторм, предпочитал отдыхать на море в некурортное время. По пляжу гулял, когда там нет никого из отдыхающих - только он и птицы. Вообще, обожал Крым, всегда снимал на домашнюю камеру дорогу из Симферополя в Ялту.

Хорошо помню одну историю: мы с ним на поезде приехали в Симферополь, на улице жара. Папа вышел из вагона в теплых ботинках, непромокаемом плаще и с зонтом. «Георгий Михайлович, - рассмеялся встречающий нас ассистент режиссера, - вы немного не по погоде оделись, на небе ни единого облачка!». - «Ничего, - ответил папа, - природа меня любит, она меня не подведет».

Сели в машину, доехали до перевала - солнце. Начали спускаться к морю - увидели удивительную картину: все побережье затянуто тучами и идет дождь. «Откуда он взялся, - недоумевали ассистент и водитель, - еще час назад небо было абсолютно чистым?!». Я посмотрела на папу - он хитро улыбался. Мне тогда показалось, что он у меня немного волшебник: как задумает, так и будет.

- Георгий Михайлович хотел, чтобы вы стали актрисой?

Нет, у меня с детства проявились склонности к рисованию, и папа этим очень гордился. Его родной брат был профессиональным художником и скульптором, учеником знаменитой Веры Мухиной, ассистировал ей во многих работах, в том числе и в тех, которые она делала для своей выставки в Париже. Папа тоже неплохо писал и лепил, у него просто не было времени, чтобы этим заниматься. Но как-то они с дядей на спор лепили портреты друг друга, так у папы получилось ничуть не хуже, хотя он никогда этому не учился.

- Разве ваш отец не мечтал с детства стать актером?

Так оно и было. В дневниках, которые папа вел с юных лет, я прочитала, как он, злостный безбилетник, тайком пробирался в театр: нужно было быстро пробежать мимо швейцара и пробраться на балкон, а еще лучше - на колосники... Он знал наизусть все роли и часто представлял себя на месте любимых актеров. Но и краски с холстом его манили тоже.

- Возможно, в вас он видел воплощение своей несбывшейся мечты о живописи?

Папа старался воспитывать во мне художественный вкус. Помню, когда я была совсем маленькой, он на один день повез меня в Киев только для того, чтобы показать «Портрет инфанты Маргариты» Веласкеса, который считал уникальным. Причем, чтобы вырваться, ему пришлось сделать какие-то немыслимые перестановки в своем съемочном графике - у него ведь каждый день был расписан. Заодно отец показал мне и Киев, который очень любил. Самое большое впечатление на меня тогда произвел Андреевский спуск и стоящая в самом его начале красивейшая церковь Растрелли.

- Георгий Михайлович был строгим родителем?

Скорее, требовательным. Он не терпел нравоучений и никогда меня не ругал, но одного его взгляда было достаточно, чтобы я сделала так, как он хочет. Даже повзрослев, курить в его присутствии я стеснялась. Он был человеком серьезным, но в общении всегда оставался хохмачом - мог с юмором обыграть любую ситуацию, обладал легкостью почти мальчишеской. А вот за хохмы мама его всегда ругала, потому что за годы супружества наслушалась столько, что это был уже явный перебор.

«ГЕРОИЧЕСКИЕ РОЛИ ОН СЧИТАЛ СКУЧНЫМИ»

- За что Георгия Михайловича в свое время исключили из Щепкинского театрального училища?

Он не посещал политинформации (ему это было неинтересно), а официальная формулировка гласила: «За нарушение учебной дисциплины». А ниже в приказе на отчисление написано, что студента Вицина принимают в Школу-студию МХАТ, и стоит личная подпись Николая Павловича Хмелева, который взял его к себе на курс. Хмелев многому научил папу, они были не только учителем и учеником, но и друзьями.

- Хотя это не помешало вашему отцу увести у Хмелева жену - актрису Дину Тополеву?

Ну, можно сказать и так, хотя это поверхностная формулировка. Речь ведь идет не о банальном адюльтере, не о романчике, а о серьезных отношениях двух людей. Папа с Диной прожили вместе 20 лет. Она была уникальным человеком, близким ему по духу, по каким-то индивидуальным качествам. Я читала их письма друг другу: отношения этой пары были настолько тонкими и не пошлыми, что сегодня, когда любовь стала совсем другой, мало кому понятны.

Даже когда они расстались и папа женился на маме, он все равно продолжал общаться с Диной, как с близким другом, а я воспринимала ее как родственницу, полноправного члена нашей семьи. Более того, когда достигла возраста, в котором не обо всем можно рассказать родителям, именно Дина стала моей лучшей подругой.

Она ведь старше папы, но казалась мне самой молодой и веселой. В ней было то обаяние, которое встречается только в актерах, яркость эмоций, умение рассказывать. А какие у нее были подружки-актрисы! Они жили в каком-то особом мире любовных писем, записочек, вечеринок, чаепитий и увлекательнейшего общения - сейчас такого уже не существует. Эти дамы любили театр как сосредоточение искусств, а не как средство для заработка.

Многие комедийные актеры болезненно переживали отсутствие серьезных ролей. А как на это реагировал ваш отец?

В начале карьеры никто не прочил ему комедийного амплуа, у него были вполне серьезные театральные и киноработы. Режиссер Григорий Моисеевич Козинцев, снимавший фильм «Белинский», где папа сыграл Гоголя, очень высоко ценил его талант и хотел работать с ним дальше. А увидев его в «Псе Барбосе», очень сожалел, что такой актер начал сниматься в комедийных картинах. У нас сохранились письма от Козинцева к отцу, я их читала.

У папы были пробы, например, на роль Овода, которого потом сыграл Олег Стриженов, однако он себя в ней не представлял. С детства его кумирами были Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд... Но Бастер Китон с непроницаемым лицом (его еще называли комиком без улыбки) был отцу, пожалуй, ближе всех. Серьезные и героические роли он считал скучными. Высшим пилотажем для него была трагикомедия, и все его персонажи были именно такими.

- В том числе и самая любимая его роль - в фильме «Женитьба Бальзаминова»?

Не могу сказать, что она была для него самой любимой, но самой желанной - точно. Отец со своим другом, кинорежиссером Константином Воиновым, задумали экранизацию пьесы Островского еще в Школе-студии МХАТ, где вместе учились. Когда такая возможность у них, наконец, появилась, были безумно счастливы. Я, тогда еще ребенок, хорошо запомнила атмосферу, царившую на площадке, - люди не столько работали, сколько получали удовольствие.

Снимали в Суздали, бывшей тогда еще тихим провинциальным городом. Все наслаждались настоящей жизнью! Им не помешало даже то, что папе было уже хорошо за 40, а его герою, Мишеньке Бальзаминову, около 20-ти. А самой любимой его работой был сэр Эндрю из шекспировской «Двенадцатой ночи». Отец очень гордился, что ее хвалили англичане: дескать, он очень точно ухватил суть их национального юмора.

- А как Георгий Михайлович относился к незабвенному Трусу из знаменитой гайдаевской троицы?

Считал эту роль редкой творческой удачей.

Отец, кстати, всегда говорил, что Трус по-человечески очень близок ему - он ведь тоже в душе поэт. А поскольку папа очень хорошо его чувствовал, то придумывал для него всякие смешные штучки.

Например, в сцене, когда Трусом вышибают дверь, предложил крикнуть: «Поберегись!». Но самая главная его находка - эпизод, в котором Трус, Балбес и Бывалый перегораживают Нине дорогу. Все, что происходит там с отцовским героем, он придумал сам. Ему это доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие, все-таки по натуре он больше режиссер, чем актер. Правда, рассказывая об этом, папа всегда благодарил Гайдая - говорил, что работать с ним было очень легко.

- Тем, что Георгий Михайлович всегда выглядел значительно моложе своих лет, он обязан занятиям йогой?

У него была собственная система владения собой, своим телом. Папа ведь ровесник революции, он появился на свет в 1917 году, его детские годы пришлись на гражданскую войну, разруху. Его мама, моя бабушка, воспитывала двух сыновей одна, они голодали. У отца было очень слабое здоровье, поэтому при первой же возможности она устроила его в так называемую Лесную школу, где детей и лечили, и учили. А при этой школе действовал самодеятельный театр, где преподавали старые актеры. Одной из дисциплин были дыхательные упражнения по системе йогов. Папа настолько увлекся ею, что потом всю жизнь серьезно и глубоко занимался физиологией человека, изучал всевозможные практики, позволявшие владеть собой.

Во всем, что касается здоровья человека и, главное, духовного отношения к своему внутреннему миру, он разбирался очень хорошо. Мог, например, восстановить силы за пять минут - просто засыпал и просыпался совершенно отдохнувшим. Мог замедлить пульс чуть ли не до 20 ударов - я сама это не раз проверяла.

Папа считал, что такие умения в его профессии просто необходимы, и часто делился своими знаниями с молодыми актерами. Еще он знал какие-то упражнения и приемы, позволяющие за короткое время омолодиться, - у него всегда спрашивали совета актрисы, с которыми он работал.

«СВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УХОДЕ ИЗ ТЕАТРА ОТЕЦ НАПИСАЛ КАК РАССКАЗ В ДУХЕ ЗОЩЕНКО»

- Правда, что ваш отец коллекционировал афоризмы?

Он был неисправимым книголюбом и собирал библиотеку, наверное, там были и сборники афоризмов, но больше, конечно, он сам их сочинял. А как смешно показывал в лицах! Меня этот фонтан юмора иногда даже подавлял. Я понимала, что сама так не смогу никогда, поэтому и не рассказывала в его присутствии анекдотов - мои потуги на актерство казались мне смешными и беспомощными.

Отец был творческим человеком абсолютно во всем.

Например, заявление об уходе из театра (папа, если его совсем уж доводили, мог проявить крутой нрав) он написал как юмористический рассказ в стиле своего любимого Зощенко - получилось настоящее произведение искусства, у меня сохранились черновики. Оно настолько комично и одновременно грустно, что над ним можно просто рыдать. Но главное - текст был неофициальным: отец терпеть не мог шаблоны и стандарты.

- А что Георгий Михайлович читал?

Увлекался философией, любил классику, особенно Толстого, обожал письма и дневники великих людей. Я уже лет пять, наверное, пытаюсь привести в порядок его библиотеку, но это очень непростое дело - во-первых, сами по себе тома очень тяжелые, а во-вторых, трудно решить, что именно оставить, а что - отдать. Да и вообще книги очень сложно разбирать: каждую из них раскрываешь, начинаешь читать, увлекаешься...

- Как он умудрялся приобретать их во времена тотального дефицита?

У него был своеобразный ритуал: каждый день он должен был пройтись по книжным магазинам, везде у него были знакомые продавцы, оставлявшие ему все, что он просил, а сверх того - еще и новинки. Если отца не было дома, я всегда знала, где его найти, - в одном из крупных книжных магазинов: либо на улице Горького, либо на Калининском проспекте.

Учитывая этот его интерес, папу избрали членом Общества книголюбов. От покупки книг он удержаться не мог, его ограничивали только размеры нашей квартиры, которая была буквально забита томами. Из-за этого буквально выли не только мы с мамой, но и наша собака - у нее в прихожей был только узкий проход, где ей было не развернуться. Наверное, поэтому псина начала понемногу подгрызать книги, лежавшие внизу.

Но папа все равно почти каждый день приносил домой все новые и новые фолианты. Донести все, что купил, за один раз было тяжело, и он оставлял их где-нибудь по дороге - например, в продовольственном магазине на кассе. Когда отец в очередной раз вваливался в квартиру с полным портфелем и пакетом, мы с мамой с ужасом спрашивали: «Ты не надорвался?». Он виновато отвечал: «Это еще не все, выйду ненадолго за остальным». Время от времени мамино терпение лопалось, она начинала ругаться, и папа клятвенно заверял: «Сейчас начну выбрасывать ненужные!». Но так ни разу ни одной и не выбросил, теперь это придется делать мне.

О любви Георгия Михайловича к животным ходят легенды. Директор Музея трех актеров Владимир Цукерман рассказывает, что он каждый день выходил во двор с несколькими пакетами пшена, которое скармливал голубям.

Когда я покупала ему одежду, он первым делом смотрел на карманы и говорил: «Нет, это мне не подходит, здесь маленькие. Почему не делают большие, чтобы влезал пакет с крупой?». И я старалась выбирать вещи с огромными карманами, а если не удавалось найти ничего подходящего, пришивала их сама. Вы не представляете, насколько уникальным было его общение с птицами, которые всегда - в любую погоду! - ждали его прихода.

Когда папа заболевал или был занят на концерте, просил меня пойти покормить пернатых. Как будто оправдываясь, говорил: «Наверное, это была глупая затея - начать их кормить, но если уж принялся, нельзя бросить. Они голодны и будут ждать». И я шла.

Поначалу мне даже бывало стыдно, что занимаюсь этим, но потом общение с ними дало мне возможность правильно чувствовать окружающий мир. Иногда я даже думаю: может, это и есть самое главное в нашей жизни? Птицы меня не знали, но, увидев папину собаку, тут же начинали слетаться. Я переходила с одной улицы на другую, они парили над крышами. Я садилась на скамейку - они принимались играть с собакой. Вороны даже таскали ее за хвост.

- Невероятно!

Возможно, кто-то подумает, что рассказываю сказки, но так оно и было. Они прилетали больные, со связанными проволокой лапками, и папа просил меня помогать ему распутывать их. Какое-то время спустя спасенные прилетали к нам вместе со своими птенцами. Они ждали папу около подъезда, некоторые подлетали к нашим окнам и заглядывали в них. Конечно, птицы быстро привыкают к тому месту, где живут, но ведь была не голубятня, а обычная городская квартира на девятом этаже. Всегда ждали отца и дворовые собаки, которых он подкармливал чем мог.

«ПУБЛИКАЦИИ О ТОМ, ЧТО ОТЕЦ УМЕР В НИЩЕТЕ, МЕНЯ ОСКОРБЛЯЮТ»

- Сколько собак было у вас дома?

Три - всех отец подобрал на улице. Пса Мальчика нашел зимой, в тот год она была особенно холодной, и бедняга замерзал на улице: хоть и лежал на том месте, где проходят трубы теплоцентрали, двигаться уже не мог.

Папа притащил его домой на руках. Мальчик попал к нам уже взрослым псом со сформировавшимся свободолюбивым характером, поэтому обитать с ним в одной квартире было трудно, но он очень любил отца.

Потом отец еще одну собаку привел. Третью, которая до сих пор живет у меня, нашел на Калининском проспекте. Она была совсем щеночком, он наклонился, чтобы ее покормить, а она оказалась очень хитрой и, вместо того чтобы поесть, запрыгнула ему на руки. Так он с ней домой и пришел. Мама воспротивилась: «Хватит уже псов в доме!». Папа в ужасе, что придется выбросить собачонку на улицу, позвонил мне: «Срочно приходи, очень серьезное дело!»

Со мной отец всегда шутил, поэтому, когда я услышала его трагический голос, у меня чуть сердце не выскочило: бегу, а у самой перед глазами возникают картины одна страшнее другой. Забегаю в подъезд, а он со щенком сидит возле лифта: «Мама не пускает ее домой, забирай». Мне повезло, псинка оказалась самой маленькой по размеру, потому что остальные две были огромными.

Правда, со временем и их пришлось забрать - после смерти отца маме очень тяжело было за ними ухаживать. Одна умерла от старости, вторая убежала, а эта вот осталась. Она у нас - звезда экрана: когда делают телепрограмму или фильм о папе, ее обязательно снимают.

- Как Георгий Михайлович отнесся к перестройке и всему, что за ней последовало?

Философски. Помню его слова: «Сейчас все сломают, потом еще раз построят. Снова сломают и снова построят. Ничего нового в этом мире нет».

- Много пишут, что в последние годы жизни он очень бедствовал...

Честно говоря, публикации о том, что отец умер в нищете, меня оскорбляют. Да, у него действительно была небольшая пенсия, но в то время многие люди находились в подобном положении. Сами понимаете, когда коренным образом меняются условия жизни, первым этапом для всех становится шок. Люди пытаются понять, как жить дальше, но со временем приспосабливаются.

Молодые пережили то время гораздо легче, чем пожилые, у которых активный возраст давно прошел. Тем, кто в свое время не создал себе материальную базу, пришлось тяжело. Отец денег не накопил, это было абсолютно не в его характере. Он не стремился играть роли, за которые полагались награды и звания. Жил, как свободный художник, в материальном плане довольно безалаберно. После перестройки взамен старых мастеров тут же появились какие-то звезды, получающие совершенно заоблачные гонорары, но отец был уже очень пожилым человеком.

- Но до последних дней работал - принимал участие в сборных актерских концертах...

С одной стороны, он вынужден был это делать - концертные гонорары были неплохой прибавкой к пенсии. С другой - эти выступления помогали ему держать себя в форме. Папа любил повторять: «Ложиться нельзя, если только ляжешь - все! Надо все время шебуршиться!». И добавлял: «Меня спасают собаки - подходят утром, бьют лапой и говорят: «Давай просыпайся - мне надо в туалет!». Деваться некуда, приходится вставать».

Из знаменитой троицы Вицин - Никулин - Моргунов Георгий Михайлович, будучи старше всех по возрасту, ушел последним. Он тяжело переживал смерть коллег?

Конечно, у них ведь были очень теплые отношения. Первое время они часто встречались на концертах - они тогда были нарасхват, все старались их к себе заманить. Потом, когда Никулин стал руководителем и часто уезжал со своим цирком на гастроли, начали видеться реже. А вот с Моргуновым, с которым пересекались на актерских концертах, наоборот, чаще. И семьями мы больше дружили с Моргуновыми.

Ну а к тому времени, когда их не стало, ушли и почти все друзья отца - детские, юношеские. Он в этом смысле остался совсем один и, наверное, как-то научился справляться со своей скорбью.

Из-за того, что он молодо выглядел, многие события, связанные с ним, воспринимались неправильно. Например, журналисты часто пишут, что отец был нелюдимым, не любил компаний. Забывают, что речь идет о человеке преклонных лет...

У папы тоже были и веселые компании, и загулы до утра, но в другом возрасте. Многие в такие годы вообще отгораживаются от мира, закрываются в четырех стенах и не хотят ни с кем общаться. А он, - и это удивительно! - даже будучи очень пожилым, оставался публичным.

- Со временем имя Георгия Вицина все больше и больше обрастает легендами...

Наверное, это оправдано современной жизнью, ведь они лучше воспринимаются и быстрее усваиваются. Отец был абсолютно прав, не давая интервью: миф должен оставаться мифом, не стоит его разрушать.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


У Георгия Вицина не было ни одной роли героя-любовника, ни одного брутального кинообраза - облик гайдаевского Труса прочно осел в сознании зрителей. Увы, в жизни актера типаж часто играет против него.

Трудно поверить, но у внешне несмелого, тщедушного и стеснительного актера было огромное количество неравнодушных поклонниц и не одна красивая история любви.

В 18-летнем возрасте он влюбился в жену своего учителя, великого актера МХАТ Николая Хмелева.
"Ты для меня загадка, над которой я ломаю - пустяки, если бы только голову, - свое сердце", - писал он ей.
Надежда или, как ее еще называли, Дина Тополева была на 16 лет старше Георгия, но, тем не менее, ответила на его чувство.


Скульптурный портрет Дины Тополевой, выполненный Георгием Вициным


Скульптурный портрет Николая Хмелева, автор - Георгий Вицин


Муж простил и жену, благословив ее, и любимого ученика, продолжая давать ему роли в театре. Чуть позже Хмелев (на фото он с Ольгой Андровской в фильме "Человек в футляре", 1939 г.) и сам увел жену у своего друга, Михаила Яншина - актрису театра "Ромэн" цыганку Лялю Черную. Ляля родила Хмелеву сына, а Яншин стал его крестным отцом.


Ляля Черная в фильме "Последний табор", 1935 год
Кода же Хмелев скоропостижно скончался, и Ляля осталась с двухлетним ребенком на руках, Яншин продолжал опекать ее и помогать, чем мог.


Георгий Вицин, автопртрет


Вицин прожил с Диной Тополевой 20 лет, до тех пор, пока не познакомился со своей второй женой, Тамарой Мичуриной.
До самой смерти Дины (она очень тяжело болела последние годы) Вицин заботился о ней и жил фактически на два дома. Покупал ей продукты и лекарства, а летом вывозил вместе со своей семьей на дачу.
Жена Георгия Михайловича подружилась с Диной, а дочь Наташа, и по ее же воспоминаниям, доверяла все свои девичьи секреты именно Дине, а не родителям.
Иные времена, иные отношения.
- Моя личная жизнь не должна быть на всеобщем обозрении. "Проживи незаметно" - вот мой девиз, говорил Георгий Михайлович...

К 100-летию ГЕОРГИЯ ВИЦИНА
См.также:

Рассказать друзьям