В честь кого празднуется день семьи. День семьи, любви и верности в России: история и традиции праздника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этот день Русская православная церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.
Инициатива об учреждении нового государственного праздника - Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии была единогласно одобрена в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике 26 марта 2008 года.

С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 1990-х годах: день города решили объединить с днем семейных ценностей.
Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году .
Праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России.

Оргкомитет праздника возглавляет супруга премьер-министра РФ Светлана Медведева. Символом праздника была выбрана ромашка. Ежегодно в День семьи, любви и верности лучшим семьям России вручается общественная награда - медаль за любовь и верность .
С одной стороны медали изображается символ праздника - ромашка, с оборотной - лики святых Петра и Февронии. Лозунг медали: за любовь и верность семье. Вместе с медалью вручаются также ценные подарки, которые соответствуют "семейной тематике" и определяются местными властями и организаторами.

Традиция награждать семейные пары, имеющие долгую историю семейного союза, в основе которого лежат любовь и верность, с 2013 года приобретет новый масштаб . Идя навстречу многочисленным обращениям и просьбам об увеличении количества выдаваемых наградных знаков, оргкомитет принял решение, что в этом году каждый субъект Российской Федерации получит 70 комплектов медалей вместо 50-ти.

Сам праздник прижился не только в нашей стране. В 2012 году, помимо России, его отмечали почти в 40 странах мира.
Главные торжества пройдут во Владимирской области и в городе Муроме.

В 2013 году впервые будет задействован такой ресурс, как SMS-информирование о празднике. Эту задачу берет на себя Фонд "Здоровье и материнство".
Ежегодная информационно-просветительская акция по предупреждению абортов "Подари мне жизнь" стартует традиционно 9-го июля и продлится по 15 июля .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В этот день Русская православная церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.

Инициатива об учреждении нового государственного праздника - всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии была единогласно одобрена в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике 26 марта 2008 года.

Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 1990-х годах: день города решили объединить с днем семейных ценностей.

Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году .

С одной стороны медали изображается символ праздника - ромашка, с оборотной - лики святых Петра и Февронии. Лозунг медали: "За любовь и верность семье".

Вместе с медалью вручаются также ценные подарки, которые соответствуют "семейной" тематике и определяются местными властями и организаторами.

В 2011 году медалями были награждены более 5 тысяч семей россиян. В 2012 году награды .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В начале июля в России отмечается относительно новый, но очень популярный праздник - День семьи, любви и верности . Праздник приурочен к православному поминовению святых Петра и Февронии .

Когда отмечается День семьи, любви и верности

Русская православная церковь поминает святых Петра и Февронию 8 июля , в этот день также отмечается День семьи, любви и верности . Как правило, основные торжества проводятся в ближайшие к восьмому июля выходные. В 2019 году основные праздничные мероприятия будут проходить три дня - с 6 по 8 июля включительно . Подробнее о том, какую праздничную программу подготовили к этому дню, .

История Петра и Февронии

Святых Петра и Февронию , канонизированных в XIX веке, церковь чтит как покровителей семьи и брака. Их житие составляет знаменитую «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В жизнеописании, вероятно, идет речь о реально существовавших людях: Муромском князе Давыде Юрьевиче и его супруге княгине Ефросинии . Давыд Юрьевич княжил в Муроме с 1205 по 1228 годы, у них с Ефросинией было трое детей. Конец жизни князь и княгиня муромские провели в монастырях под именами Петр и Феврония. Они скончались в один день и впоследствии были похоронены рядом.

Повесть о Петре и Февронии довольно затейлива, это произведение толкуют по-разному. Подробнее с его непростым содержанием можно ознакомиться на сайте, посвященном этим святым , а также на портале «Православие и мир» . Но, как бы ни толковали это произведение, главное в нем - это любовь и верность, которые оказались сильнее предрассудков, болезней и даже смерти.

День Петра и Февронии в славянской традиции

Петру и Февронии на Руси молились о семейном счастье и о рождении здоровых детей. Примерно с этого дня начинался летне-осенний период свадеб, однако венчаться было еще рано: нужно было дождаться окончания (который заканчивается 11 июля). Однако как в старину, так и сейчас считается, что именно на Петра и Февронию заключаются самые крепкие и счастливые браки.

В начале июля как раз в день этих святых на Руси было принято начинать первый покос. (Пробный покос делали на , то есть 5 июля).

Кроме того, это время, когда можно безбоязненно купаться, поскольку водяная нечисть уже крепко спит на дне водоемов (см. обряды и поверья на ). А вот нечистая сила, которая бродит по земле, на Петра и Февронию, по поверью, набирала основную силу. Поэтому считалось, что 8 июля нужно соблюдать особую осторожность, отправляясь в леса и в поля.

Поверье связано с тем, что в это время все, что растет на земле, входит в полную силу. А поскольку история Петра и Февронии содержит эпизод борьбы с ядовитым змеем, на Руси верили, что именно 8 июля - день ведьм, оборотней, колдунов, домовых, лесовиков и прочей нечисти, гуляющей по земле, лесам и полям.

День Петра и Февронии - это самая макушка лета, с этого времени отсчитывалось еще сорок жарких дней.

День семьи, любви и верности: история праздника

Праздник День семьи, любви и верности появился в России в 2008 году. В марте 2008 года Совет Федерации одобрил учреждение нового государственного праздника, который первоначально назывался «Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья», а потом получил нынешнее название. У праздника есть свой символ - ромашка.

Хотя День семьи имеет православные корни, он отмечается всеми конфессиями, а также людьми, равнодушными к религии. Это подтверждается тем, что 8 июля и ближайшие к этому дню выходные чрезвычайно .

Также в этот день лучшие российские семьи, в первую очередь многодетные, награждаются почетной медалью «За любовь и верность». Награждение как правило проводится в Кремле.

Несколько лет назад, ещё в бытность свою президентом, Дмитрий Медведев навязал России в качестве полуофициального очередной церковный праздник - день "святых" Петра и Февронии из Мурома, отмечаемый православными 25 июня по юлианскому, а по новому стилю - 8 июля. Теперь в российском календаре эта дата значится как День любви, семьи и верности. Ранее церковь очень настаивала на введении некой своей, доморощенной альтернативы западному Дню святого Валентина, который якобы развращает нашу молодёжь. К тому же, в стране надо всеми силами укреплять семью, а сии муромские "святые-чудотворцы" мол, почитаются на Руси именно в качестве покровителей семейной жизни и супружеской любви...

Конечно же все слышали об этом новом празднике, многие даже гордятся, так сказать нашим доморощенным "днем Св. Валентина", однако практически большинство россиян имеют смутное представление о самоей сути этого "святого" праздника, равно и о его виновниках - Петре и Февронии, но раз уж не только православная церковь, но и сам бывший глава государства, известный своей любовью к " продвинутым гаджетам" и прочим электронным технологиям, Медведев освятил своим авторитетом празднование в России дня Петра и Февронии, то значительное число простых наших сограждан на полном серьёзе посчитали эту пару "святых" из Мурома подлинным идеалом семьи, супружеской любви, дружбы и т. д. и т. п.
При этом по обычной лености или наивности люди не пытаются даже заглянуть в первоисточник - церковное житие Петра и Февронии, - а доверяют благозвучной церковной версии данной истории. Православные же попы и их фанаты из числа мирян не устают расписывать в современных СМИ парочку муромских "чудотворцев" в самых привлекательных тонах.

Как звучит история Петра с Февронией можно узнать, ознакомившись с первоисточником этой истории - "Повестью о Петре и Февронии Муромских" или в "Академических исследованиях повести о Петре и Февронии", которые были сделаны под редакцией академика Панченко, в которых есть и прилукская, и причудская редакция, и муромская редакция, которые считаются наиболее полными. На самом деле в тексте жития сих "чудотворцев" из Мурома, - по крайней мере, подлинном, восходящем к ХVI веку, - вы как раз именно о любви, семейной жизни, супружеской верности и прочем не найдёте фактически ничего. Давайте же вспомним, о чем идет речь, когда идёт разговор о Петре и Февронии.Нужно заметить, что уже сами попытки современных клерикалов выдать Петра и Февронию за неких реальных исторических лиц, якобы живших в ХIII веке, - по сути ложь - никакого князя Петра, равно как и его упоминаемого "житием" брата Павла, которые правили бы в Муроме ни в том столетии, ни до, ни после него, история не знает. Тем более молчат летописи о какой-то там чудотворице Февронии, якобы умудрившейся стать муромской княгиней.

На самом деле в ХIII веке Муромским княжеством правили Святославовичи, ветвь Рюриковичей - Юрий Владимирович, князь муромский имел троих сыновей - Владимира, Давыда и Юрия. После смерти Юрия Муромского на престол взошел сначала Владимир Юрьевич, а после его смерти уже Давыд Юрьевич, который правил Муромским княжеством в течении 13 лет. Как видим никаких Павла и Петра на престоле Муромского Княжества в первой половине ХIII века мы не наблюдаем. Павел, Пётр и Феврония - вымышленные персонажи.

Однако по большому же счёту, чтобы убедиться в явной надуманности "Повести о Петре и Февронии", необязательно даже вникать в историю: достаточно просто ознакомиться с текстом этого жития, и всё станет на свои места.

Начинается эта повесть с абсолютно сказочного сюжета, - а именно, с рассказа о победе главного героя, Петра, над неким летающим "змеем", посланным самим дьяволом. Сам по себе такой сюжет, как поединок со Змеем, является классическим для фольклора самых различных народов с древнейших времён, - есть он и в христианстве, где его воплощает Георгий Победоносец и в русских народных былинах, где подобных гадов вовсю " мочат" богатыри типа Алёши Поповича или Добрыни Никитича... Но если в большинстве таких фольклорных историй герой избавляет свою землю и соотечественников от действительно страшного врага, опасного чудовища, приносящего зло множеству людей, то в "Повести о Петре и Февронии" с самого начала мы встречаемся с довольно жалкой и нелепой профанацией такого образа Змея, - даже можно сказать, с некой скабрезной карикатурой на него. Ибо тамошний "змей" являет угрозу не для рода человеческого в целом, или же всей Руси, или же отдельно взятой Муромской земли и города Мурома, а предстаёт врагом лишь одной, конкретно властвующей там княжеской семьи. Этот опереточный змей не сжигал огнём города, не жрал людей и не брал в полон прекрасных девиц: вместо всего этого он повадился всего лишь " наставлять рога" муромскому князю Павлу, - старшему брату того самого Петра, о котором пойдёт речь ниже... Притом, согласно сюжету Повести, змей сей являлся в спальню к жене князя (неназванной по имени княгине) в человеческом обличье, принимая личину её законного мужа Павла, так что никто из посторонних ничего и не мог заподозрить. Из рассказа неясно, в какой именно момент сама княгиня обнаружила такое скандальное обстоятельство, но упомянуто, что до того, как она рассказала обо всём своему мужу, "много времени преидоша". Надо думать, что поначалу жену князя её сатанинский любовник вполне удовлетворял. Далее, когда князь Павел узнаёт скандальную правду, он призывает свою супругу решительно порвать со змеем, дабы она смогла наконец "освободиться... от злого его дыхания, и сипения, и прочей мерзости, о которой стыдно сказать". Правда, из текста неясно, откуда муромский князь смог узнать такие интимные подробности близости его жены со "змеем", - можно подумать, он при этом лично присутствовал, - однако же, забегая вперёд, скажем, что подобное упоминание вообще является единственным моментом во всей этой якобы любовной Повести, хоть как-то непосредственно касающимся темы семейной жизни...

Но это ещё не сама сказка, а только "присказка", где речь идёт пока не о собственно Февронии или Петре, а только о злоключениях его брата Павла. Мало того, что никакой историчности в данном сюжете нет и быть не может, сей мистический анекдот про "скандал в благородном семействе" надо признать довольно пошловатым началом для истории об идеальной любви и супружеской верности, - не правда ли?

Но пойдём дальше: как же повёл себя православный князь города Мурома, сведав наконец про то, что некое дьявольское отродье, всё из себя такое вонючее и сипящее, " пользует" возлюбленную супружницу под его же собственной личиной?
Может Павел, как подобает средневековому герою-рыцарю, осенил себя крестным знамением и встал с мечом в руке на охрану и оборону своего супружеского ложа? Вовсе нет, - судя по тексту "Повести...", сей благоверный муж не на шутку струхнул, сразу почему-то решив, что ему самому такого грозного супостата ни за что не одолеть! Поэтому решил он действовать не спеша, а согласно коварному плану. - Своей жене он велел продолжать, как прежде, сношаться с гадким змеем для того, чтобы, усыпив бдительность гада, выведать у того способ, которым можно его убить. - Конечно, данный сюжет для сказочного фольклора тоже является классическим, встречаясь уже в библейской легенде про Самсона и Далилу... Жена успешно выполнила задание князя: когда змей после очередных любовных утех с нею расслабился, то рассказал на свою беду княгине, что смерть ему суждена "от Петрова плеча, от Агрикова меча".

Тут в дело впервые, собственно, и вступает пресловутый Пётр, - брат князя, которому Павел, на основании полученных от жены разведданных, поручает ради спасения своей супружеской чести выступить против коварного змея, как следует "раззудевшись плечом". Для этой цели Пётр вскорости вооружается, соответственно, "Агриковым мечом", который очень кстати обнаружился буквально рядом - за городом в церкви женского Воздвиженского монастыря, - " и с того дня стал искать удобного времени, чтобы убить змия." Тут, правда, встала та проблема, что последний, как уже говорилось в начале, являлся в покои княгини, приняв образ её мужа Павла. В связи с этим обстоятельством перед Петром маячила опасность невзначай снести "Агриковым мечом" по ошибке жбан собственному братцу, богопомазанному правителю города Мурома, притом прямо на ложе его законной жены, - что большинством простых муромцев было бы явно неверно истолковано, как цареубийство с целью узурпации престола. По идее, самым разумным вариантом в такой щекотливой ситуации для Павла было бы во время охоты на змея вообще полностью воздержаться от посещений своей супруги, - дабы Пётр, застав её в объятьях князя, мог бы сразу рубить с плеча, будучи уверен, что сей муж - ненастоящий...

В общем, долго ли, коротко ли, но Петру удалось благополучно избежать такой путаницы: выследив подлого змея в княжеских покоях, он прикончил его в два счёта своим чудесным Агриковым мечом. - Подлый сатанинский гад, хоть и пытался сперва прикинуться князем Павлом, непосредственно перед смертью принял своё истинное обличье: но, подыхая, успел забрызгать Петра своей ядовитой кровью. Последнего же, судя по всему, не учили, что после убийства принято мыться, или же ещё лучше заранее окроплять себя святой водой, - и вот из-за этой своей оплошности Пётр вскоре покрылся струпьями и язвами. При таких, совершенно немыслимых и фантастичных обстоятельствах, он "серьёзно заболел".

На этом первая, вступительная часть " Повести...", эксплуатирующая избитый сюжет о победе над змеем, кончается, и начинается основная часть этой истории, - надо признать, куда менее фантастичная, но зато намного более пошлая.

Итак, страдающий от своей тяжкой болезни Пётр стал искать врача, могущего его исцелить, но никто в Муромском княжестве не оказался на это способен. Тогда герой-змееборец поехал в соседнюю, Рязанскую землю, и начал поиски врачевателя там. И вот один его слуга наткнулся в селе Ласково на "зело премудрую" крестьянскую девицу Февронию, владевшую уникальным даром целительства. Убедившись в её способностях, "отрок" поведал Февронии о беде своего господина, упомянув и о причине его болезненного состояния, т. е. свершённом им убийстве летающего змея. Однако же, вопреки ожиданию, на эту простолюдинку рассказ о таком чудесном подвиге никакого особого впечатления не произвёл, ибо когда слуги привезли изъязвлённого героя в её деревню, она поставила совершенно циничное и наглое условие: что вылечит его, только если Пётр возьмёт её в жены.

Как гласит "Повесть...", он сперва и мысли не допускал о том, чтоб взять в жёны какую-то там деревенщину, однако, мечтая о скорейшем излечении, притворно обещал стать её мужем, если она уврачует его язвы. Таким образом, оба главных персонажа сей истории, почитаемые ныне РПЦ как "святые", ведут себя в данной ситуации абсолютно цинично и безнравственно, руководствуясь подлым расчётом: Феврония жаждет воспользоваться уникальным случаем, чтоб заиметь богатого знатного мужа, а Пётр с его стороны надеется любой ценой отвертеться от подобного "счастья", пытаясь откровенно надуть возомнившую о себе крестьянку. Но в итоге предвидевшая всё это Феврония обхитрила надменного княжича, и обманула его самого.

Пётр соглашается и обещает жениться. Феврония, будучи девочкой неглупой, судя по всему понимает, что её могут надуть, и она, совершая эти все манипуляции по излечению струпьев: «И един струп остави непомазан». То есть она оставляет одну язву, один струп на развод, её план оправдывается. Потому что, естественно, отказавшийся после излечения жениться, князь Пётр уезжает, но он не успевает доехать до своего Мурома: «И от того струпа начаша многи струпы расходиться на теле его. И весь оструплен многими струпы и язвами яко же и в первый раз». И тут он снова возвращается к Февронии, она снова ставит ему условие: либо ты берёшь меня в жёны, либо я тебя не лечу. Он соглашается, понимая, что другого выхода нет. И действительно, после второго случая, когда она его лечит, он, опасаясь, вероятно что где-то что-то ещё осталось незалеченным и третьего раза уже не будет, действительно, женится на ней.

Затем всё ещё происходит смешнее. То есть ни о какой любви, ни о каких чувствах, ни о каких отношениях не идёт речи - чистый шантаж. Феврония резко улучшает своё социальное и материальное положение таким образом. Пётр - жертва шантажа, причём, объектом шантажа является здоровье и жизнь.

Затем, эта пара в течение некоторого времени живёт в Муроме. О дальнейшей супружеской жизни Петра и Февронии за годы их правления в Муроме "Повесть..." говорит совсем кратко, буквально в нескольких фразах. Причём это описание не содержит ровным счётом никакой конкретики, касающейся именно семейного быта княжеской пары, а даёт только набор черт, свойственных идеальным правителям и вообще христианским праведникам в средневековой литературе, - мол, они много молились, блюли заповеди Господни, заботились о своих подданных, помогали странникам и нищим, кормили алчущих и т. д. и т.п.

Детей у Февронии и князя Петра, равно как и у его ранее умершего брата Павла, не было: по крайней мере, "Повесть..." о них почему то абсолютно ничего не упоминает. А ведь у Давыда Муромского, чья персона считается прообразом князя-змееборца Петра было трое детей - Евдокия, будущий князь Юрий Муромский и Святослав.

Дожив до преклонных лет и чуя приближение смерти, Пётр с Февронией постриглись в монахи: он под именем Давида, а она - Евфросинии. Каждый из них ушёл в свою обитель, - таким образом, их несуразное, вымученное супружество всё же закончилось, в понятиях того времени, разводом, ибо в монастыре, разумеется, никаких семей, никаких жён и мужей существовать не может. Эта бездетная, сошедшаяся на почве шантажа, пара разводится, супружеская же преданность Петра и Февронии, дескать, выразилась в их желании умереть одновременно друг с другом, о чём они и молили усиленно бога...

А затем наступает некий мифологический цирк в стиле зомби-апокалипсиса...

Сцена смерти описывается житием в лучших традициях религиозного фольклора. Инок Пётр-Давид из своего монастыря присылает монашке Евфросинье-Февронии весточку, что он уже помирает, но она ему отвечает: мол, погоди, дай мне дошить для церкви узорный платок! Тот опять сообщает, что "отходит", но его бывшая жена снова говорит, что не закончила шитьё, и так повторяется ещё раз... В третий раз, наконец, Феврония плюнула: так не дошив на платке святые образа, она воткнула в него свою иголку и так отослала Петру в его обитель, после чего оба они, как и желали, умерли в один день, 25 июня (по старому стилю) невесть какого года, - когда и отмечается православной церковью праздник в их честь. Перед своей кончиной Пётр и Феврония завещали похоронить их в одном гробе.

Хоронят же их в разных гробах, естественно. Потому что инока и инокиню, даже в наше время, пока ещё никому не пришла в голову светлая мысль, положить в один гроб. Поэтому Февронию решено было захоронить в загородном женском монастыре Воздвижения, а Петра, который всё же был раньше князем, - в соборной церкви города Мурома. Как только происходит это захоронение, вдруг, наутро, муромчане обнаруживают инока и инокиню в одном гробу, совершенно в другом месте. Каким образом и как они сползлись, с тем, чтобы улечься в один гроб, и история, и житие умалчивает.

Изумлённые муромцы, а изумиться было чему - не каждый день по столице ночью ползают трупы умерших правителей, их вытащили оттуда и снова переложили в отдельные гробы, но на следующий день снова нашли мертвецов в одной могиле...
И так происходит несколько раз. Православные жители города Мурома в итоге решили, что лучше с этими ходячими трупами не связываться, и оставили тела Петра и Февронии в покое, в общем гробу, раз уж им там так нравится. - Непонятно только, зачем им нужно было разводиться, чтобы потом с таким упорством добиваться своего воссоединения после смерти. Кончается сие благочестивое повествование заверением, что мощи этих "святых", разумеется, обладают чудесным свойством исцелять приходящих к ним паломников...

Что можно сказать обо всей этой полубезумной истории? - Что она, как и множество других церковных сказок, была бы крайне гнусна, если б по счастью, не являлась полностью вымышленной! Ведь фольклором здесь являются все главные составляющие сюжета: и Петр с Павлом как князья Мурома, и летающий змей, и сползающиеся и самоукладывающиеся в один гроб мертвяки, - да и сама возможность простой деревенской холопки, пусть и обладавшей большой "разумностью", стать княгиней на Руси средневековья могла иметь место разве что только в сказке..

Но "сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!". А какой же намёк, какая такая мораль раскрывается в "Повести о Петре и Февронии"? Чему она может научить современных "молодцев" и особенно "девиц"? .. Выходить замуж по расчёту и благодаря шантажу? Жить с супругом без любви и без детей? Оканчивать свою семейную жизнь разводом, уходить затем в монастырь, чтобы потом совместно захораниваться? Однако хороший пример...

Выходит символом российской любви, семьи и верности стала эта бездетная, разведенная, сошедшаяся из-за шантажа пара, которая после смерти зачем-то по муромской грязи собирается в одном гробу. Ничего более дикого и не представить нельзя. И эта пара почему-то сделана ныне символом любви, семьи и верности в России. Тут очень сложно говорить серьёзно, потому что, расчёт на дикую серость, на то, что никто никогда не прочтёт, даже хотя бы формально, даже церковного жития. Уж не говоря о каких-то более основательных источниках. Опять-таки расчёт на серость.

В начале июля сразу после праздника Ивана Купалы отмечается еще одна дата, связанная как с народно-христианскими, так и с новыми - светскими традициями. Это отмечаемый в православии День Петра и Февронии , который с 2008 года стал официальным праздником, получившим название День семьи, любви и верности .

Когда отмечается День Петра и Февронии и День семьи, любви и верности

Поскольку День Петра и Февронии по православному календарю отмечается 25 июня и по так называемому «новому стилю» приходится на 8 июля, соответственно, оба праздника отмечаются 8 июля .

День памяти святых Петра и Февронии

В Русской православной церкви Петр и Феврония - православные покровители семьи и брака, канонизированные в 1547 году. Историю о Петре и Февронии историки связывают с реально существовавшими людьми: муромским князем Давыдом Юрьевичем и его супругой княгиней Ефросиньей . Давыд Юрьевич правил в Муроме с 1205 по 1228 год, позже супруги, у которых было трое детей, приняли постриг под именами Петра и Февронии.

Вскоре после их канонизации появилась знаменитая «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которая является их житием. История, рассказанная в этой повести, непростая. За несколько лет до княжения Петр сражался с огненным змеем, убил его, но испачкался змеиной кровью и заболел проказой, от которой никак не мог излечиться. Во сне ему было откровение, что спасение придет от простой девушки - крестьянки Февронии. Та согласилась помочь, но потребовала, чтобы князь на ней женился. Петр пообещал, но хитрая Феврония, опасаясь обмана, слегка не долечила князя, оставив на его теле одну язву. Поэтому, когда Петр нарушил-таки обещание, поскольку не хотел жениться на простолюдинке, болезнь к нему вернулась. Тогда Феврония напомнила князю о данном слове, долечила его, и молодые, наконец, поженились.

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре потребовали, чтобы новый правитель не позорил город женой-простолюдинкой. Петру поставили ультиматум: либо отказаться от жены, либо вместе с ней убираться из Мурома. Петр не захотел расстаться с Февронией, и они вместе уплыли из города на лодке. После их отплытия в Муроме началась смута, и князя уговорили вернуться, согласившись признать и его жену. Позже горожане примирились и с Февронией и даже полюбили ее за ум и кроткий нрав.

На склоне лет князь и его верная жена приняли монашеский постриг и оказались в разных монастырях - Петр в мужском, а Ферония - в женском. Разлученные супруги молились, чтобы умереть в один день, и завещали похоронить их в одном гробу. Молитва была услышана - Петр и Феврония скончались в один день и час. Но их завещание не было исполнено, как неприличное для монашествующих. Петра и Февронию похоронили каждого в своей обители, но на следующий день они таинственным образом оказались в одном гробу.

По мнению ученых, в «Повести о Петре и Февронии Муромских» объединены два народно-поэтических сюжета: сказание об огненном змее и сказание о мудрой деве.

День Петра и Февронии в народной традиции

  • Согласно народному календарю, в День Петра и Февронии можно проводить первый покос.
  • Кроме того, это день ведьм, оборотней, колдунов и всякой нежити, вроде домовых и русалок, поскольку этот праздник является также днем полной зрелости полевых и лесных трав.
  • В славянской традиции считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов вглубь водоемов, где спят до весны, поэтому с этого времени можно безбоязненно купаться до самого Ильина дня 2 августа.
  • С Петра и Февронии ожидается еще сорок жарких дней.
  • Петру и Февронии было принято молиться о семейном счастье, тем более что этот праздник наступал сразу после Ивана Купалы , когда во время купальских игрищ парни и девушки находили своих суженых и завязывались будущие семейные союзы.
  • В старину с этого дня игрались свадьбы (сейчас это время приходится на , когда венчания не проводятся). По народным верованиям именно в День Петра и Февронии заключаются самые счастливые браки, и вообще этот день хорош для любви.

День семьи, любви и верности

В Российской Федерации с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности . Так получилось, что народно-православный праздник стал официальным и даже был признан всеми конфессиями.

По одной из версий этот день был выбран в качестве праздника семьи в противовес не приветствуемым Русской православной церковью Дню святого Валентина и .

Еще в мае 2001 года мэр Мурома Валентин Качеван распорядился приурочить день города ко дню памяти муромских святых Петра и Февронии. А в 2002 году архангельский журналист Андрей Куцаев предложил придумать российский аналог Дню святого Валентина.

В апреле 2007 года в ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил о решении объявить 2008 год Годом семьи. 26 марта 2008 года Совет Федерации единогласно одобрил учреждение нового государственного праздника в День святых князей Петра и Февронии - «Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья». Позже у праздника появился символ - ромашка. С тех пор 8 июля проводятся различные праздничные мероприятия, приуроченные к Дню семьи, а лучшие российские семьи награждают специально учрежденной медалью «За любовь и верность».

Поздравления с Днем семьи, любви и верности

***
Сегодня день чудесный и прекрасный.
Наполнен солнцем, светом и теплом,
Ведь в каждую семью приходит праздник
И счастьем наполняет каждый дом.

Любовь и верность каждому знакомы,
Без них нам в этом мире не прожить.
Важней семьи нет ничего на свете.
Желаем всем в любви и в счастье жить!

***
Желаю вам я в День семьи,
В душе чтоб пели соловьи,
Сердечко радостно стучало,
Любовь чтоб вас не покидала!

Живите долго, мирно, дружно.
Всплакните вместе, если нужно,
Но лишь от счастья, не от горя.
Хоть и бывает так, не спорю...

Семью свою всегда цените,
Друг другу преданность храните.
Союз свой славный уважайте,
От взглядов злых оберегайте!

***
Семья - вот истинное счастье!
Сияют дни даже в ненастье,
Сердца кипят и греют кровь,
В семье всегда живет любовь.

Пусть ваше славное семейство
Любовь хранит, пусть бьется сердце,
Пусть верность вас ведет в пути,
Желаю крепкой вам семьи!

***
Слова семья, любовь и верность
Огромный смысл в себе несут,
Там, где семья - всегда есть нежность,
Там, где любовь - всегда нас ждут,
А там, где верность - доверяют,
Без лишних и ненужных фраз.
Пусть эти чувства процветают
И счастьем окружают вас!

***
В День семьи звучат слова:
Пожелания добра,
Пожелания любви.
Ангел, семьи все храни.

Пусть горит очаг семейный
И не гаснет никогда.
Пусть уходят прочь проблемы,
Не пугают холода.

Пусть детишек звонкий смех
В доме раздается,
А любимый человек
Рядом остается.

Рассказать друзьям