Какая молитва читается в курбан байрам. Молитва при жертвоприношении на курбан айт

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва мусульман курбан байрама на сайте: сайт - для наших многоуважаемых читателей.

Важные правила Курбан байрама. Прочти сам и передай обязательно другу!

Праздничные намазы, совершаемые в дни праздников Ураза-Байрам и Курбан-Байрам

Оба намаза являются ваджибом для тех, кому обязательно посещать джума (человек должен быть мужчиной, свободным – не находиться в тюрьме, не иметь болезней и физических недостатков, которые не позволяют ему прийти в мечеть, и не быть путником).

В отличие от пятничного намаза (джума), который не считается действительным без произнесения хутбы (проповеди из двух частей, которая произносится перед намазом), хутба во время праздничных намазов читается после совершения намаза, так что к условиям действительности намаза она не относится. Без хутбы ид-намаз (праздничный намаз) будет действительным, но это нежелательно, так же нежелательно, как чтение хутбы до праздничного намаза.

Что касается празднования Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр), для него мандуб (желательно) 13 вещей (для праздника Курбан-Байрам – тоже самое, с небольшой разницей, см. ниже):

1.Перед тем, как пойти на намаз, желательно что-то поесть, хорошо, если это будут финики в нечетном количестве (во время праздника Курбан Байрам наоборот, есть желательно после совершения праздничного намаза).

2. Взять полное омовение (гусль).

3. Использовать мисвак.

4. Воспользоваться благовониями.

5. Одеть лучшую одежду.

6. Если на человеке есть обязанность садака-фитр, то отдать ее до намаза (касается только праздника Ураза Байрам).

7. Показывать свою радость, идти в мечеть с хорошим настроением.

8. Насколько возможно, раздать во время праздника садака.

9. Встать пораньше в день праздника и прийти пораньше на место молитвы.

11. Затем направиться к месту праздничной молитвы пешком, произнося такбир про себя (для праздника Курбан Байрам, наоборот, такбир хорошо произносить вслух).

12. Прекращать делать такбир, дойдя до места молитвы (по одному мнению). По другому мнению – такбир можно читать до начала праздничного намаза.

13. Возвращаться домой другой дорогой.

Время начала праздничного намаза: от времени поднятия солнца на высоту копья или два копья и до начала времени заваль (когда солнце из зенита начинает склоняться к западу).

Порядок совершения праздничного намаза (это касается обеих праздников, и Ураза, и Курбан-Байрам):

Совершается намерение на праздничный намаз. Произносится вступительный такбир. Читается дуа «Сана».

Дополнительно произносятся три такбира (фраза “Аллаху Акбар”), каждый раз поднимая руки.

Потом произносится «аузубиллях», «бисмиллях», читается сура Фатиха и другая сура.

Когда из саджда поднимаются на второй ракаат: произносится «бисмиллях», читается аль-Фатиха, вторая сура – желательно во втором ракаате прочитать суру аль-Гашия.

Во втором ракаате перед руку’ (поясным поклоном) нужно также три раза произнести такбир, каждый раз поднимая руки.

После намаза имам произносит две хутбы, в которых обучает верующих правилам выплаты фитр-садака (соответственно, во время праздничного намаза Курбан Байрама – правилам совершения курбана, жертвоприношения).

Тот, кто пропустил праздничный намаз, его не восполняет. Если намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно оставить на следующий день.

Что касается праздника Курбан-Байрам (Ид-аль-Адха ): делается почти то же самое, что и для праздника Ураза-Байрам,с небольшой разницей:

– Нежелательно есть до намаза, как в предыдущем случае, желательно это сделать после намаза.

– По дороге на праздничный намаз желательно произносить такбир громко.

– Во время хутбы рассказывать про жертвоприношение (курбан) и его правила.

– Во время хутбы произносится такбир ташрик.

– Если праздничный намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно откладывать до трех дней (потому что праздник продолжается три дня, а не один день, как в первом случае).

– Является ваджибом произносить ташрик такбир.

По мнению Абу Ханифы, его нужно произносить, начиная со времени утреннего намаза дня Арафата (за день до наступления праздника) до аср-намаза дня праздника, он читается сразу же после каждого фарз-намаза, который выполняется вместе с джамаатом. Это является ваджибом для имама, который живет в городе (не путника), и тем, кто молится за ним, даже если это путник, раб или женщина.

По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, это обязательно делать после каждого фарз-намаза, который человек прочитал, даже будучи один (не в джамаате), даже если он путник. Делается это до времени наступления намаза аср пятого дня после дня Арафата.

Фатва дается по второму мнению.

Такбиром ташрик называется следующая фраза: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляЛЛаху ва Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхи ль-хамд».

Что происходит когда бедный мусульманин становится богатым?

Прощаясь со своими сподвижниками и близкими, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал (смысл): «О, моя умма, я все еще беспокоюсь за тебя!» Когда у него спросили в чем причина этого беспокойства? Он ответил: «Я не боюсь, что вы будете страдать от нищеты

  • Каким именем назвать мальчика?

    Какое же лучше выбрать имя мальчику, какие учитывать рекомендации? Пророк Мухаммад (ﷺ) советовал давать имена мальчикам из числа Пророков.

  • Что завещал Абу Убайда (радыйАллаху анху) своим соплеменникам?

    Когда Абу Убайда почувствовал первые признаки недомогания, он собрал своих приближенных и заявил им: «Завещаю выполнять следующие предписания, и вы не собьетесь с истинного пути: в точности соблюдайте намаз, уплачивайте закят, держите уразу в Священный месяц Рамадан, раздавайте милостыню нафиля, совершайте хадж, призывайте своих ближних к добру и милосердию, будьте милостивы к своим близким и старшим по возрасту, остерегайтесь измены.

  • Почему прокляты женщины, уподобляющиеся мужчинам?

    Сообщается, что Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) проклял женщин, уподобляющихся мужчинам. В чем именно заключается это уподобление?

  • 10 дуа для обретения прощения Всевышнего

    Аллах обещал Свое прощение тому, кто

  • Почему прелюбодение – харам, если от этого никому нет никакого вреда?

    Это лишь та сторона вопроса, которую видите вы. Если что-то было запрещено, то оно является харамом, потому что Аллах Всевышний сделал это харамом. Ни одна другая причина.

  • Могут ли умершие знать о том, что происходит в этом мире?

    Тела умерших людей смешиваются с землей, а их души остаются вечными, именно поэтому жизнь, наступающая после смерти, относится к категории.

  • Когда начался потоп, Аллах сказал Нуху: «Скажи «Бисмиллях», но не говори «Рахманир-Рахим»

    Когда Нух начал строительство ковчега, ему было четыреста восемьдесят лет. Когда он закончил ковчег и поднялся на его борт, ему было шестьсот лет. После того как он сошел на землю, он прожил еще триста пятьдесят лет. Таким образом, в общей сложности Нух прожил на земле девятьсот пятьдесят лет.

    Молитва мусульман курбан байрама

    Курбан-Байрам: что, почему и как празднуем?

    В заповедный месяц Зуль-Хиджа Аллах дарит нам грандиозный Праздник. Отметим его искренне, светло и благодарно!

    Ч т о: День Арафат (9 день Зуль-Хиджа)

    П о ч е м у? Это канун Байрама. «Лучший день – это День Арафат» (Хадис Пророка, Мир ему, в передаче Джабира). Он отмечается мусульманами в память встречи Адама, Мир ему, и его супруги Хавы на горе Арафат. После переселения из Рая на землю, они потеряли друг друга и стали молиться Аллаху и каяться. Создатель простил их, позволил встретиться и пообещал Свою Милость и Прощение их потомкам, которые будут приходить на гору Арафат каждый год в этот день вплоть до Судного Дня.

    К а к? Паломники проводят на горе Арафат с полудня до заката или даже до рассвета следующего дня. Они молятся, каются, читают Коран, такбиры, зикры.

    Именно здесь, именно в этот день несколько миллионов мусульман в едином порыве обращаются к Аллаху со своими выстраданными дуа о помощи и прощении, о близких и далёких, о тех, кого нет в живых. И Милостивый Аллах обещает принять все дуа всех этих людей, несмотря на степень их Веры. «Самый большой грешник – тот, кто, находясь на Арафате, думает, что его грехи не смыты» (Хадис Пророка, Мир ему, в передаче Хатиба, Дайлами).

    Те, кто не совершает Хадж, в этот лучший день года постятся, следуя примеру и призыву Пророка Мухаммада, Мир ему: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы» (В передаче Муслима, Абу-Дауда, Тирмизи) Очищаемые постом мы, как и паломники на Арафате, рассчитываем на принятие наших дуа, а также на получение саваба, многократность которого обещана в месяце Зуль-Хиджа. ИншаАллах.

    Ч т о: Курбан-Байрам (10 день Зуль-Хиджа)

    П о ч е м у? Праздник Курбан-Байрам напоминает нам о смирении и уповании на Аллаха, проявленных Пророком Ибрахимом, Мир ему.

    Творец приказал Ибрахиму, Мир ему, принести в жертву долгожданного сына Исмаила, Мир ему. Оба – отец и сын – проявили готовность исполнить Волю Всевышнего и, тем самым, подтвердили свою искреннюю покорность Ему.

    И тот, и другой, Мир им, были готовы, во Имя Аллаха, расстаться с очень дорогим для себя: Ибрахим – с горячо любимым сыном, Исмаил – с отцом и начинающейся жизнью (ведь он был ещё юным).

    Однако, Милостивый Аллах не стал разлучать любящие сердца, ибо их чистое намерение выполнить Его Повеление показало, Кого они любят больше! Так, вместо Исмаила в жертву был принесён барашек.

    К а к? Курбан-Байрам начинают отмечать уже накануне, после вечернего намаза Дня Арафат. Всю ночь верующие проводят в намазах, чтении Священного Корана, дуа и такбирах.

    Утром время Праздничного намаза наступает через 15-20 минут после восхода солнца и длится до обеденного намаза. Перед этим намазом рекомендуется не принимать пищу.

    Заклание жертвенного животного проводится сразу после Праздничного намаза и продолжается три последующих дня. Наш Пророк, Мир ему, настоятельно рекомендовал этот обряд: «Кто искренне и с радостью сделает курбан (жертвоприношение), то в Судный День такой курбан будет защитой такому человеку от Ада» (В передаче Табарани)

    Одну треть мяса-курбан отдают в сыром виде родственникам, другую треть – нуждающимся, и последнюю – оставляют себе. Но можно раздать и всё.

    В дни Праздника мусульмане радуют угощениями и подарками родственников, друзей, а также тех, кто одинок или болен, посещают могилы близких.

    Ч т о: Дни ат-Ташрик (11, 12, 13 дни Зуль-Хиджа)

    П о ч е м у? Посланник Аллаха, Мир ему, объяснил нам: «День Арафат, День Жертвоприношения и три дня ат-Ташрик – это наши дни Праздников, о, мусульмане!» (В передаче Абу-Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи)

    Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «…все мусульмане в эти дни становятся гостями Аллаха Всевышнего, кушая то, чем Он их наделил, и проявляя благодарность за оказанные им Милости» («Итхаф ахль аль-Ислям би хусусыйат ас-сыйам», 308)

    К а к? Для паломников дни ат-Ташрик связаны с проведением трёх ночей в Мине и ритуалом бросания камешков. Те, кто не поехал в Хадж, уже не постятся, могут заниматься курбаном.

    Пророк, Мир ему, говорил: «Дни ат-Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха» (В передаче Муслима, Ахмада). Поэтому мусульмане стараются во много раз увеличить чтение Корана, зикров и такбиров.

    Ученые делят такбиры на две группы. Такбиры аль-мутляк произносятся в любое время суток с 1-го до 13-го дня Зуль-Хиджа (до захода солнца).

    Такбиры аль-мукаййид привязаны к обязательным молитвам. Их начало – после утренней молитвы в День Арафат, затем после каждого намаза вплоть до предвечерней молитвы (аль-аср) 13-го Зуль-Хиджа.

    Аль-Хаттаби писал, что во времена джахилиййии жертвы приносились идолам. Такбиры же мусульман указывают, что их жертвоприношение совершается только ради одного Аллаха, с упоминанием лишь Его Имени (Ибн Хаджар «Фатх аль-Бари»).

    Вот наиболее распространённый из такбиров: «Аллаху акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах; Аллаху акбар, Аллаху Акбар ва ли-Лляхи-ль-хамд»

    …А когда Курбан-Байрам закончится, пусть с нами останется его сияние и такбиры – на устах и в сердцах. Аминь.

    У меня депрессия, я потерял интерес к жизни и работе. Мне нужна помощь

    Ассаляму алейкум. Недавно я стал чувствовать себя в глубокой депрессии. Я потерял интерес к учебе и работе. (Аноним)

  • 3 вида благодарности Всевышнему

    Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал: «Надо быть на пути благодарности Аллаху за Его дары нам. Есть три вида благодарности – языком, сердцем, всеми органами». Благодарность языком. Благодарность языком заключается в признании, что все принадлежит Всевышнему Аллаху. Надо осознать, что все пути, через которые приходит к тебе добро, от Аллаха. Все Дающий, все Создающий, все Совершающий, все Преподносящий – это Он.

  • 15-летняя мусульманка о хиджабе

    «Тюрбан, скатерть, бэтмен, ниндзя, угнетенная, террористка. У вас рак? У вас есть волосы? А вы снимаете это, когда принимаете душ? Ты еще и думать умеешь? А вам не жарко летом? А вы снимаете это, когда спите? Твой папа заставляет тебя носить это?» – приходится слышать каждый день миллионам мусульманок в хиджабе по всему миру.

  • Две фразы, которые наиболее приятны для Аллаха

    Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Эти две калимы легки для языка (т. е. в произношении), но на весах тяжелы и наиболее приятны для Аллаха»

  • Следуем Сунне: дуа для исцеления

    С какими молитвами обращался к Всевышнему посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) для исцеления больных?

  • Профессор из Тайланда принял ислам во время выступления на конференции

    Профессор Теясен является председателем департамента анатомии в Чиангмае университета Чианг Май (Тайланд). Ранее он был деканом медицинского факультета того же университета. Во время восьмой медицинской конференции в Эр рияде Теясен встал и сказал следующее:

  • Сколько намазов можно совершить с одним омовением?

    В хадисе, переданном Сулейманом ибн Бурайдой, сообщается: «В день завоевания Мекки, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершил все намазы с одним омовением. Умар (радыйаллаху анху) обращаясь к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, посланник Аллаха! Сегодня ты сделал то, чего не делал до этого». На что он ответил: «О, Умар! Я сделал это специально»» (Муслим).

  • НИКОГДА не делайте этого во время чтения Корана

    Что запрещено делать во время чтения Корана?

    История и традиции исламского праздника жертвоприношения Курбан-байрам

    Можно ли заменить жертвенного барана на корову и что такое "такбир" и "хутба"

    Праздничная молитва во время Курбан-байрама у Московской Соборной мечети в 2015 году

    1 сентября 2017 года мусульмане отметят один из главных исламских праздников Курбан-байрам (арабское название - Ид аль-Адха) или праздник жертвоприношения, посвященный окончанию хаджа - паломничества в Мекку. ТАСС рассказывает, как узнать дату праздника и какие традиции связаны с ним.

    Хадж - одна из основных обязанностей мусульманина, гарантирующая ему отпущение грехов и достижение, согласно верованиям, вечного блаженства в загробной жизни. Каждый правоверный, согласно исламскому вероучению, обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж. После этого он имеет право именоваться "хаджи" - это почетное и уважаемое обращение к мусульманину.

    В основе праздника лежит сюжет из Корана, аналогичный библейскому, - ангел Джабраил (архангел Гавриил) явился к пророку Ибрахиму (библейскому Аврааму) во сне и передал ему повеление Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Отец с сыном отправились туда, где сейчас находится Мекка, чтобы принести жертву.

    Убедившись в том, что Ибрахим выдержал испытание, Аллах послал ему барашка, которого они и принесли в жертву Всевышнему.

    Сегодня мусульмане совершают подобное жертвоприношение независимо от того, в Мекке они или нет.

    Курбан-байрам отмечается на 10-й день месяца зуль-хиджа - 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Из-за различий в григорианском и мусульманском календарях дата празднования ежегодно сдвигается назад на 11 дней. В этом году она приходится на 1 сентября.

    Праздник длится три дня, которые в большинстве мусульманских стран являются нерабочими. Совершить жертвоприношение можно в любой из них.

    В предшествующий Курбан-байраму день (День Арафат) принято соблюдать пост.

    Празднование начинается с восходом солнца. Мусульмане совершают полное омовение, надевают новую одежду и направляются в мечеть к утренней молитве.

    По окончании утреннего намаза верующие возвращаются домой, а потом снова собираются во дворах или на улице, чтобы спеть хором славословие Аллаху (по-арабски "такбир" - прим. ТАСС). Затем мулла произносит праздничные проповеди (по-арабски "хутба" - прим. ТАСС), по окончании которых мусульмане посещают кладбища, чтобы у могил помолиться за умерших.

    Затем наступает время жертвенного обряда. По решению Духовных управлений мусульман в городах России для забоя жертвенных животных отведены специальные места. На этих площадках должны соблюдаться правила, согласованные с ветеринарными службами.

    Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В следующие несколько дней обычно ходят в гости к родным, близким и знакомым.

    Прежде всего надо отметить, что, по мнению исламских богословов, жертвенными животными могут быть не только бараны, но и верблюды, буйволы, быки или коровы, овцы и козы. Однако возраст животных, идущих на заклание, строго определен: барану должно быть не более года, корове - два года, верблюду - пять лет.

    Животные должны быть куплены верующими исключительно на честно заработанные деньги, без чего жертвоприношение не считается принятым Аллахом.

    От одной семьи в жертву приносится одно животное. Мясо делят на три части: одну - отдают бедным, из второй - готовят угощение для родных, соседей, друзей, третью - верующие могут оставить своей семье.

    О правилах заклания жертвенного животного рассказывает Аслан Матаев - владелец овцеводческой фермы из Гудермеса, который помогает местным жителям резать баранов.

    Подробнее о том, как совместить жертвоприношение с любовью к животным и где здесь место для бизнеса, читайте на сайте "Это Кавказ"

  • Жертвоприношение в 10-й день месяца зуль-хиджы является одним из обрядов ислама и очень желательной сунной, которой мы должны стараться придерживаться.

    Этот обряд был предписан во втором году хиджры в благодарность Аллаху за его милость и в помощь бедным и нуждающимся. На вопрос сподвижников (да будет Аллах ими доволен), что это за жертвоприношение? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Это — сунна вашего отца Ибрагима (мир ему)". Сподвижники сказали: "А что нам в нём? (т.е. в этом обряде)". Пророк сказал: "Хорошее деяние за каждый волос (заколотого животного)". Этот хадис объясняет нам насколько велико воздаяние за принесение жертвы. На желательность этого обряда также указывают аяты Корана и хадисы пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В Коране в суре "Изобилие" говорится: "Мы даровали тебе (вечное) обильное благо (в этой и в будущей жизни. Раз Я даровал тебе это благо, то постоянно и искренне) возноси молитву только своему Господу и закалывай жертвенных животных (в знак благодарности Аллаху за дарованное тебе достоинство и за наделение тебя благами). Поистине, тот, кто ненавидит тебя, лишён всякого блага!".

    В другом аяте говорится: "Мы сделали одним из обрядов религии, которыми вы приближаетесь к людям, заклание и принесение в жертву верблюдов и коров во время хаджа; от них вам также большая польза в земном мире"(Хадж:36)

    Также достоверно известно, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам принес в жертву двух баранов, у которых не были сломаны рога, цвет которых был вперемешку белого с черным.(Бухари)

    По мнению большинства ученых обряд жертвоприношения является желательным для того, кто способен его выполнить (имеет средства для покупки животного).

    Виды животных, разрешенных приносить в жертву:

    Разрешается приносить в жертву верблюдов, крупно-рогатый скот (коров, быков, буйволов), овец и коз. В священном Коране говорится: " …и чтобы в день жертвоприношения и три дня после него поминали имя Аллаха над жертвенным скотом — верблюдами, коровами, овцами, — который Он им даровал. Так ешьте из них, что хотите, и кормите несчастных бедняков!" (Хадж: 28). Другие виды животных не разрешается приносить в жертву.

    Условия пригодности животного для жертвоприношения:

    1) Возраст .
    Возраст верблюда должен быть не менее пяти лет, а крупно-рогатого скота — 2 лет. Возраст овец и коз должен быть не менее одного года (в мазхабе имама Шафии возраст коз должен быть не менее 2 лет).

    2) Чтобы животное было здоровое, без изъянов и недостатков, которые приводят к уменьшению веса животного .

    К таким недостатком относятся, например:
    — слепота, полная или одного глаза.
    — хромота, в таком виде, что животное отстает от стада.
    — болезнь, при которой животное теряет вес и худеет.
    — худощавость и истощенность, в таком виде, что на ней не остается жира.

    На все эти изъяны пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал в хадисе: "Четыре вида (животных) не подходят для жертвоприношения: Одноглазое — с явной слепотой (глаза), больное с явной болезнью, хромое с явной хромотой, худое, на которой не осталось жира. (Tирмизи). Также не подходит животное больное чесоткой, паршой или бешенством, безухое и у которой отрезан курдюк.
    Кастрация, холощение или безрогость не относятся к изъянам, так как они не влияют на качество или количество мяса животного. И нет разницы между самкой и самцом, хотя мясо последнего считается более приятным.

    При соблюдении вышеперечисленных условий, животное считается пригодным для обряда жертвоприношения. Верблюда можно закалывать за семерых, также как и крупно-рогатый скот. А вот овец и коз — только за одного человека.

    Время заклания :

    Начинается после восхода солнца в день принесения жертв (10-й Зуль-Хиджа) и истечения времени, за которое можно совершить 2 ракаата намаза и произнести две короткие проповеди. Заканчивается после захода солнца в последний из трех дней, следующих за днем жертвоприношения (эти три дня, которые называются "айям ат-ташрик" являются 11,12 и 13 днем месяца Зуль-Хиджы). Совершение праздничной молитвы не является условием начала времени закалывание, главное чтобы прошло время, за которое она обычно совершается. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто зарезал до молитвы, то зарезал для себя. А кто зарезал после молитвы и двух проповедей, то он совершил обряд и встал на путь мусульман.(Бухари и Муслим) Смысл хадиса в том, что животное, заколотое до праздничной молитвы, является обычно заколотым, и тот кто сделал это не получит воздаяние, полагаемое за жертвоприношение.

    Обязательные и желательные действия при жертвоприношении:

    1) Упоминание имени Всевышнего. Обязательно в мазхабе Абу Ханифы, Ахмада и Малика (да будет Аллах доволен ими) и желательно в мазхабе имама Шафии (да будет Аллах доволен им).
    В сборниках хадисов Бухари и Муслима приводится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил во время закалывания: "С именем Аллаха" ("Бисми Ллагь").

    2) Желательно повернуть животное в сторону Киблы и произнести такбир (Аллаху Акбар), так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес имя Аллаха и сказал Аллаху Акбар. (хадис приведен в сборниках Бухари и Муслима от Анаса (да будет Аллах доволен им).

    3) Произнесение молитвы (дуа), чтобы Аллах принял жертву.

    4) Желательно, чтобы тот за кого режут, сам зарезал, если он умеет, следуя сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Тому, кто не умеет, желательно присутствовать при закалывании.

    5) Для того, кто намеревается принести жертву желательно не трогать волосы (брить или укорачивать) и резать ногти.

    Распределение мяса:
    Желательно распределить мясо в таком порядке: треть подарить друзьям или родственникам, другую треть дать бедным и нуждающимся, а оставшуюся треть оставить себе и своей семье.

    Животное, предназначенное для закалывания, не разрешается продавать. Также нельзя продавать её шкуру или делать платой тому, кто зарезал, но можно сделать её милостыней или использовать в своих нуждах. Мясо желательно распределить на месте закалывания животного.

    Магомед МАГОМЕДОВ
    выпускник факультета Исламский шариат
    университета Аль-Азхар

    Курбан-Байрам, Ид аль-Адха: Условия и правила жертвоприношения

    Мир Вам и милость Всевышнего, дорогие мусульмане!

    Всевышний Аллах сказал: "Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха". Коран: 108:2.

    Приближается один из самых значимых праздников ислама - Праздник Жертвоприношения. На языке Корана название этого праздника звучит как "Ид аль-Адха" , тюркоязычные народы называют его "Курбан Байрам" . Этот великий праздник отмечается приблизительно через 70 дней после окончания Священного месяца Рамадан, на десятый день месяца Зуль-Хиджа.

    Что такое "Курбан", Ид аль-Адха? Сколько человек должно участвовать в жертвоприношении? Какого возраста должно быть животное, приносящееся в жертву? Какими качествами должно обладать это животное, когда наступает время жертвоприношения? Какая награда уготована тем, кто приносит в жертву животных ради Аллаха? Здесь, в этой статье мы для вас постарались ответить на все эти и другие вопросы.

    Ибрахим (Авраам; мир ему) – один из самых почитаемых нами, мусульманами, пророков. Его называют «другом» Аллаха. В Коране сказано: «...Поистине, он был праведником, пророком». (Сура «Марьям»:41).

    Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху, готовность выполнить любое Его повеление. Серьезным испытанием, проверкой его преданности Милостивому Аллаху стала история с его первенцем Исмаилом (мир ему). Однажды Ибрахим (мир ему) увидел сон, в котором он закалывал Исмаила, принося его в жертву Аллаху. Пророк Ибрахим понял, что это желание Аллаха, так как посредством снов Аллах передавал Своим пророкам откровение, и решил осуществить Божье указание. Услышав об этом, Исмаил (мир ему) сказал: «Отец мой, делай то, что тебе приказано. Я буду терпеливым, если пожелает Аллах» . Но в тот момент, когда Ибрахим (мир ему) поднял нож над собственным сыном, раздался голос: «О, Ибрахим! Ты оправдал видение!» Вместо сына Ибрахим принёс в жертву барана. Вот, как Аллах описал это в Коране: « Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике (Исмаиле). Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость). Мы выкупили его великой жертвой» Коран: 37: 101-107.

    Этот случай стал основополагающим при установлении обряда жертвоприношения как одного из важнейших предписаний Ислама, символизирующим запрет на пролитие человеческой крови.

    Слово "курбан" означает приближение человека к Аллаху, иными словами, мусульманин приближается к Всевышнему посредством жертвоприношения. Ид аль-Адха означает праздник жертвоприношения.

    По мнению некоторых мусульманских улемов (ученых), жертвоприношение является обязательным для каждого состоятельного мусульманина. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» Коран:108;2. Передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто обладал достатком и не совершил Жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям!» Ибн Мааджа, Ахмад.

    Большинство же ученых посчитали обряд Жертвоприношение (Удхия) желательным. Однако, и те, кто не считает Жертвоприношение обязательным ритуалом, единогласны в том, что совершение этого великого обряда является очень желательным, особенно когда есть для этого возможность. Ведь сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам о достоинствах праздничного жертвоприношения и о великой награде за него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!» Ибн ‘Абдуль-Барр Тамхид. Так же пророк (мир ему и благословение Аллаха), отвечая на вопросы сподвижников о достоинствах обряда Хаджа, в отношении Жертвоприношения сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!» Баззар, Ибн Хиббан.

    Жертвенным животным может быть как крупный рогатый скот: корова или бык, так и мелкий: баран или овца, козел или коза. Следует выбрать то животное, вес которого больше, а мясо лучше.

    Возраст крупного рогатого скота должен достигать двух лет и больше. У мелкого – как правило, не меньше года, но если баран или овца имеют крупные размеры, то дозволяется приносить в жертву и животное в возрасте шести месяцев.

    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев» . Муслим.

    Нельзя приносить в жертву кролика, индейку, петуха или курицу.

    Животное должно быть здоровым и полноценным (т.е. без увечий). Увечье или болезнь, по причине которых жертвоприношение не принимается, должны быть явно выражены. Передается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал перед сподвижниками и сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, увечье которого очевидно; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна» . Ахмад, Абу Дауд.

    Непригодными для жертвоприношения являются следующие животные: больное, слепое на один или оба глаза, без ушей или с высохшим выменем. Нельзя приносить в жертву животное с выбитыми зубами. Если у животного отрезана одна треть хвоста, ушей или курдюка, то оно не пригодно для жертвоприношения. Разрешается жертвовать животное с продырявленным или разорванным ухом, животное со сломанным рогом, но все же это делать нежелательно.

    Разрешается приносить в жертву безрогое животное, а также животное, которое кастрировано. Это не считается их недостатком.

    От одного человека следует принести в жертву одну овцу или барана, козу или козла. Семь человек могут участвовать в жертвоприношении быка или коровы. В «къурбане» от семерых человек может участвовать меньшее, но не большее, чем семь, количество людей.

    Желательнее всего, когда человек сам закалывает свое жертвенное животное, но дозволяется поручить заколоть жертвенное животное другому человеку. Тот, кому поручили принести жертвенное животное, следует заколоть его от имени его хозяина, сказав: «Бисми-Ллях, о Аллах, прими от такого-то» .

    Совершающему жертвоприношение следует произнести имя Аллаха над животным во время жертвоприношения: «С именем Аллаха» « Бисмилля» . Можно при закалывании так же сказать: «Аллах Велик! О Аллах, это от Тебя и для Тебя, прими же от меня». « Аллаху Акбар. Аллахумма инна хаза минка уа ляка фатакаббаль-минни».

    Необходимо для жертвоприношения присутствие намерения. Намерение делается в себе, т.е. оно не произносится, человек просто осознает, намеревается, что будет совершать данное действие. Так животное, которое покупается уже заколотым и разделанным, не засчитывается в качестве жертвоприношения. Потому, что намерение жертвоприношения отсутствовало во время закалывания. Ведь мясник не брал намерения ни за себя, ни за кого-то, что он закалывает животное в качестве жертвоприношения. Поэтому это считается обычным мясом и жертвоприношением не считается.

    В соответствии с Сунной человеку достаточно зарезать одну овцу в качестве жертвы от своего имени и имени своих домочадцев. В категорию членов семьи, за которых можно совершить жертвоприношение, входят все члены его семьи, находящиеся на его содержании: жена, дети, мать или отец, внуки.

    Время жертвоприношения начинается после праздничного намаза, приуроченного к празднику Жертвоприношения в той местности, в которой вы находитесь. Резать животное до намаза нельзя, так как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто зарезал до намаза, то это лишь мясо, преподнесенное своей семье, и не является «къурбаном ». Муслим. То есть это не является жертвоприношением, за которое обещана награда.

    Заканчивается же время жертвоприношения с закатом солнца тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа. Выходит, что мусульманин желающий совершить жертвоприношение может сделать это в день праздника или же в день первый, второй или третий после дня праздника. Жертвоприношение лучше совершить днем, но разрешается сделать это и в ночное время суток.

    Человеку и членам его семьи желательно поесть из жертвенного мяса - «къурбана». Правильно оставить часть про запас, часть раздать бедным и нуждающимся в качестве милостыни, а третьей частью угостить родственников и соседей.

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на недозволенность продавать какую-либо часть жертвенного животного. В хадисе говорится: ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: «Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть». Муслим. Поэтому улемы (ученые) единогласны в том, что мясо жертвенного животного нельзя продавать, так же обстоит дело и с его шкурой. Некоторые ученые говорят, что если человек желает продать, например, шкуру или конечности, голову жертвенного животного то он может это сделать, но с условием, чтобы он отдаст эти деньги в качестве садакъа (милостыни). Мяснику же можно дать плату, но не с жертвенного животного.

    Вышесказанное указывает на сунну (желательное) раздать шкуры жертвенных животных в качестве милостыни. Кроме того, благотворительным фондам или же организациям дозволяется продавать шкуры жертвенных животных и расходовать полученные средства на помощь нуждающимся.

    Важным правилом для человека, желающего совершить жертвоприношение, является следующее: не следует подстригать ногти, бриться и укорачивать волосы с начала месяца Зуль-Хиджа до тех пор, пока не будет принесена жертва. Об этом нужно побеспокоиться заранее. Это положение относится как к мужчинам, так и к женщинам, и это веление, по утверждению некоторых ученых, содержит в себе обязательный характер, а не желательный. Если же человек намеренно удаляет что-либо из своих волос или ногтей, то он должен просить Аллаха о прощении, однако его Жертвоприношение является действительным.

    Кости жертвенного животного, а также животного приносимого в жертву по поводу рождения ребенка (акика), не надо закапывать: на это нет указаний в Исламе. С ними можно поступать так же, как и с другими костями: выбросить или скормить собакам, и в этом есть благо. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В каждой влажной печени тебе награда». Бухари. То есть, Аллах награждает верующего за его любое благодеяние по отношению к любому существу – даже к животным, а собака – это представитель животного мира.

    Дорогие братья и сестры, праздник Къурбан-Байрам напоминает нам о том, что все мусульмане должны помогать и поддерживать друг друга, особенно в праздничные дни. Жертвоприношение помогает нам приблизиться к Аллаху, искупить грехи, а также выразить нашу благодарность Аллаху за все Его дары. Укрепляйте свою веру, и Аллах (свят Он и велик) поможет вам и вознаградит вас!


    1. Что такое Курбан?

    Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаху.

    Курбан в Исламе является одним из видов поклонений, совершаемых имуществом. Это выражение благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные Им блага.

    Жертвоприношение стало ваджибом (обязательным) во втором году по хиджре. Его обязательность обоснована аятами Священного Корана, сунной Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и иджмой (единодушным мнением исламских богословов). Курбан является сунной Пророка Ибрахима (алейхиссалям). Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
    «Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (алейхиссалям)». (Абу Дауд)

    Всевышний Аллах возвещает в Коране о ниспослании жертвенного животного, заменившего на жертвеннике Исмаила (алейхиссалям):

    «И Мы заменили ему [сына] на большую жертву» (сура «Ас-Саффат», аят 107).

    Ваджиб Курбан означает благодарение Всевышнего Аллаха за бесчисленные блага и искупление за свои грехи. Часть мяса жертвенного животного используется семьей, которая совершила Курбан, а часть раздается бедным.

    Как известно, для удовлетворения потребностей человечества в мясных продуктах ежедневно забиваются сотни тысяч животных. Но приобрести их могут только те, у кого есть такая возможность, а мясо жертвенного животного предназначено, прежде всего, для распределения бедным, малообеспеченным людям. Поэтому жертвоприношение в Исламе является реальным выражением человечности и щедрости.

    2. Доказательства необходимости Курбана

    Всевышний Аллах повелевает:
    «…совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар», 2). Согласно общепризнанному мнению, слово «намаз» в этом аяте означает «праздничный намаз», а слово «закалывать» означает «Курбан» в праздничные дни.

    И еще одно повеление Корана: «Жертвенных верблюдов мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны» (Сура «Аль-Хаджж, 36)
    Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном хадисе говорит: «Сын Адама не смог приблизиться к Всевышнему так близко ни одним из угодных Ему деяний, как пролитием крови в дни Курбана. В Судный день курбан, кровь которого он пролил, предстанет парнокопытным рогатым животным, покрытым шерстью. До того, как пущенная кровь достигнет земли, сын Адама поднимается пред Аллахом на более высокий уровень. Поэтому совершайте жертвоприношение со спокойной и довольной душой». (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад бин Ханбаль, Ибн Малик)

    Анас (радыйаллаху ‘анху) передал в одном хадисе: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) принес в жертву двух баранов, у которых белый цвет преобладал над черным. Я увидел, что он прижал ноги животного, произнес «Бисмилляхи», такбир (восхваление) и собственноручно зарезал его». (Бухари, Муслим, Ибн Маджа, Тирмизи, Абу Дауд, Дарими)

    Мы не должны забывать, что Аллах не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного. Его достигнет только намерение, искренность и богобоязненность его раба. В Коране эти намерение и богобоязненность, которые составляют основу всех действий, оцениваются так:

    «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До него доходит лишь ваша богобоязненность…» (Сура «Аль-Хаджж, 37)

    3. Для кого Курбан обязателен?

    Для того чтобы Курбан стал обязательным, необходимо соблюдение следующих условий. Человек должен:
    - быть мусульманином.
    - быть дееспособным.
    - быть совершеннолетним.
    - быть свободным.
    - быть мукимом, то есть не находиться в путешествии.
    - обладать средствами для выплаты Садака Фитр.

    4. Условия Курбана

    Условия Курбана – это приношение в жертву одного из разрешенных животных. Не зарезав животное, передавать его или сумму денег, равную его стоимости, нуждающимся ― не является совершением Курбана. Названные действия могут расцениваться как садака.

    5. Нисаб Курбана

    Нисаб – это количество (размер) имущества, обладание которым делает обязательным поклонение, связанное с имуществом.

    Нисаб Курбана – это обладание имуществом, превышающим 20 мискалей (т.е. 80,18 г) золота (или это количество в денежном или вещевом выражении), за вычетом основных потребностей человека (в которые входят его жилье, необходимая домашняя утварь, ездовые животные, оружие, одежда, годовой расход на себя и на тех, кого он обязан обеспечивать) и его долгов. То есть, обладающий нисабом Курбана считается обеспеченным человеком, и ему Курбан обязателен. Он обязан ежегодно совершать жертвоприношение в дни Курбана.
    Нисаб закята и курбана одинаковы, но в нисабе Курбана необязательно увеличение имущества и истечение срока в один год, как это необходимо для выплаты закята. Для бедняка, который был неимущим и стал богатым (разбогател) в дни Курбана, жертвоприношение становится обязательным.

    6. Условия выполнения Курбан а

    А) Курбан совершается в определенное время
    Время жертвоприношения – первый, второй и третий дни Курбан-байрама. Приносить Курбан по истечении этого срока не является правильным. Наилучшим для жертвоприношение считается первый день (10 Зульхиджжа) – это время обязательного Исмаил-курбана.

    В городах или в местах, где читается праздничный намаз, Курбан приносится после праздничного намаза, а в местах, где не читается праздничный намаз – после рассвета. Это начало времени жертвоприношения. Оно заканчивается на третий день праздника до захода солнца.

    Приносить Курбан ночью – макрух (порицаемое), так как из-за темноты возможно допущение ошибок в обряде жертвоприношения. Передается, что Бера бин Азит (радыйаллаху ‘анху) сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Первое, что мы должны совершить в этот день – это прочитать намаз, а потом вернуться и принести наши курбаны. Кто делает так, тот соблюдает нашу сунну. А кто зарежет курбан до всего этого, его курбан - ничто, как обычное мясо для питания его семьи». (Бухари, Муслим, Насаи)

    Об ограничении срока жертвоприношения тремя днями ‘Умаром, ‘Али и Ибн ‘Аббасом (радыйаллаху ‘анхум) передается: «Количество дней жертвоприношения – три, наиболее значимым (благоприятным) из которых является первый день» (Насбур – Рае). По мнению некоторых имамов, срок жертвоприношения – 4 дня и продолжается до конца дней Ташрика.

    Б) Жертвенное животное должно быть здоровым
    Надо обращать особое внимание на состояние здоровья и отсутствие физических дефектов у животных, которые предназначены для Курбана. Мы можем разделить дефекты жертвенных животных на две группы: допустимые и недопустимые.

    1. Допустимые недостатки:

    Слабое зрением, косоглазие;
    - Хромота на одну ногу при способности передвигаться на остальных ногах;
    - Врожденное отсутствие рогов или их части;
    - Продырявленные, клейменые или купированные концы ушей;
    - Отсутствие нескольких зубов;
    - Удаление незначительной части хвоста или уха;
    - Врожденное укорочение ушей;
    - Чесотка;
    - Животное кастрировано перекручиванием яичек.
    Принесение в жертву животных с такими качествами порицается (макрух), но допускается. Но наилучший вариант – это принести в жертву животное, у которого отсутствуют подобные недостатки.

    2. Недопустимые недостатки:

    Слепота на один или оба глаза;
    - Хромота, не позволяющая животному самостоятельно дойти до места забоя;
    - Оба или одно ухо отрезано полностью до основания;
    - Отсутствует большинство зубов;
    - Сломаны рога или один рог до основания;
    - Хвост купирован до половины и более;
    - Отсутствие (отпадение) сосков на вымени;
    - Крайнее истощение и слабость животного;
    - Врожденное отсутствие уха или хвоста;
    - Буйность, препятствующая присоединению к стаду;
    - Животное, питающееся нечистотами.
    С точки зрения шари’ата, совершенно очевидно, что животные с такими характеристиками не должны приноситься в жертву. Для курбана также не предназначаются животные, имеющие большое количество допустимых недостатков.

    7. Какие животные входят в категорию Курбана?

    Курбан может быть из трех видов животных:
    1. Овцы и козы;

    2. Коровы, быки и буйволы;

    3. Верблюды.

    Из остальных животных курбан невозможен. Из названных трех видов животных можно приносить в жертву и самцов, и самок. Предпочтительным считается приношение в жертву барана и козла. Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот – двухлетнего, а верблюды – пятилетнего. Но если ягненок в шестимесячном возрасте наберет вес годовалого, то разрешается его жертвоприношение. Козы должны достичь годовалого возраста. Одна овца (или баран) или одна коза (или козел) приносятся в жертву от имени одного человека. А крупнорогатый скот и верблюд могут быть принесены в жертву как одним человеком, так и от имени семи человек одновременно.

    Примечание: компаньоны должны объединиться с намерением принести жертву ради Аллаха. Если кто-то из них ставит целью лишь купить мясо, то ни у одного из них Курбан не будет действительным. Компаньоны по Курбану должны, взвешивая, забрать каждый свою долю.

    8. Как забивается жертвенное животное?

    В нашей религии жертвенное животное забивается следующим образом:
    1. Животное доставляется до места жертвоприношения без насилия.
    2. Животное, не мучая, укладывают на левый бок, головой в сторону Кыблы.
    3. Три ноги связываются, а правая задняя оставляется свободной.
    4. Присутствующие люди вместе вслух произносят Такбир: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляллаху уаллаху Акбар, Аллаху Акбар уа лилляхиль хамд» – повторяется 3 раза.
    5. После этого читаются части аятов из суры Аль-Ан’ам (162 – 163), как ду’а Курбана:
    «А’узу билляхи мина-шшайтани-рраджим. Бисми-лляхи-ррахмани-ррахим. Куль инна салати уа нусуки уа махъяйа уа мамати лилляхи Раббиль ‘алямин. Ля шарика ляху…»
    «Скажи: “Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаху], жизнь моя и смерть - во власти Аллаха, Господа [обитателей] миров, наряду с которым нет [иного] божества…»
    6. После этой ду’а, произносится «Бисмилляхи Аллаху Акбар» и перерезают ножом горло животного.
    7. Овец, коз, коров и быков режут по середине шеи, ближе к нижней челюсти. Из четырех органов, расположенных в шее: пищевод, трахея и две сонные артерии, должны быть перерезаны минимум три. После этого необходимо дождаться вытекания крови в заранее приготовленную яму.
    8. После того, как животное испустило дух, с него снимается шкура, а мясо разрубается на части.
    9. Если жертвенное животное – верблюд, то его режут по нижней части шеи, ближе к грудной клетке. Примечание: Если хозяин Курбана не может сам зарезать животное, то он может попросить другого мусульманина сделать это. Тот, кто режет животное, должен произнести «Бисмилляхи Аллаху Акбар». Если он умышленно не скажет «Бисмилляхи», то животное становится нечистым и его мясо нельзя употреблять.
    10. Хозяин курбана после жертвоприношения читает 2-х рака’атный намаз и просит у Всевышнего исполнения желаемого. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в связи с этим сообщает радостную весть: «Каждый, кто приносит жертву, после того, как выпустит нож из рук, пусть прочтет 2-х рака’атный намаз. Кто прочитает этот 2-х рака’атный намаз, тому Аллах даст то, что он пожелает».

    9. Как распределяется(раздается) Курбан?

    А) Мясо Курбана

    Хозяин Курбана (любого, кроме Назир Курбана), несмотря на то, богат он или нет, имеет право употреблять сам или угощать других мясом жертвенных животных. Разрешается мясо Курбана полностью раздавать бедным или оставлять себе и семье, но желательно (мустахаб) разделить его на три части:

    Одна часть раздается соседям и родным, или хозяин готовит для них угощение из этой части.

    Вторая часть отдается бедным и нищим.

    Третья часть оставляется своей семье.

    Таким образом, мясо Курбана должным образом находит свое место. Потому что Всевышний Аллах велит: «…Ешьте от них (жертвенных животных), и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Сура «Аль-Хаджж, 36), «Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» (Сура «Аль-Хаджж», 28).
    Разрешается мясо Курбана раздавать как соседям-мусульманам, так и соседям-немусульманам.

    Б) Шкура Курбана

    Продавать шкуру Курбана – макрух (порицается), независимо от того, ваджиб или нафиль Курбан. Поэтому шкура Курбана, как и мясо, бескорыстно отдается нуждающемуся мусульманину. Но можно отдать бедному стоимость шкуры деньгами.

    Нельзя расплачиваться мясом, шкурой и другими частями Курбана, с людьми, помогавшими резать животное (они должны получить деньгами), так как каждая часть Курбана должна раздаваться бесплатно. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит в одном хадисе: «Не примется курбан у того, кто продает шкуру курбана» (Заяли, «Насбур – Рас»).

    Хозяин Курбана не может тратить деньги, вырученные от продажи шкуры Курбана. Поэтому он должен отдать саму шкуру или ее стоимость деньгами бедным и нищим. Исходя из этого, во многих исламских странах, шкуры жертвенных животных собирают и реализуют гуманитарные организации. А вырученные деньги отдаются неимущим людям. Кроме этого, продавать жир, голову, конечности, шерсть, молоко и прочие части Курбана – макрух. Этими продуктами нельзя расплачиваться с тем, кто режет Курбан (как было сказано выше).

    Существует 7 частей (органов) из разрешенных животных, которые употреблять в пищу харам (запрещено):
    1. Выпущенная кровь животных;
    2. Половой орган самца;
    3. Половые органы самки;
    4. Желчный пузырь;
    5. Загустевшая в мясе кровь;
    6. Мочевой пузырь;
    7. Яички самцов.
    Последнее, по некоторым мнениям, макрух.

    11. Мудрость курбана

    1. Способствует приближению к Всевышнему и достижению его Довольства.

    2. Аллах не нуждается в Курбане, как и в других видах поклонения, но Всевышний велением жертвоприношения испытывает своих рабов, измеряет степень близости к себе.

    3. А также курбан способствует напоминанию о том, что Исмаил (алейхиссалям) был спасен от приношения в жертву.

    4. Ежегодное приношение в жертву тысячи животных – это символическое выражение готовности жертвовать всем своим имуществом ради поклонения и подчинения велениям Всевышнего.

    5. Канон жертвоприношения в Исламе является также большим уделом и милостью для бедных и неимущих.

    6. Курбан станет для хозяина в Судный день транспортом, который проведет его через мост Сырат и будет причиной его спасения.

    12. Такбиры Ташрик

    Праздник Курбан начинается 10-го числа месяца Зуль-Хидджа по лунному календарю и продолжается 4 дня. К четырем праздничным дням прибавляется день ‘Арафа (9-ый день месяца Зуль-Хиджа). Эти 5 дней называются «Аййам Ташрик» (Дни Ташрика). В эти дни после фард намазов произносятся такбиры. Эти такбиры называются еще «Такбиры Ташрика».

    Такбиры Ташрика начинают произносить с утреннего намаза в день ‘Арафа и заканчивают предвечерним намазом в 4-ый день праздника – 23-им по счету. Эти такбиры ваджиб и провозглашаются громко.

    Слова Такбира: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляллаху уаллаху Акбар, Аллаху Акбар уа лилляхиль хамд».

    Слова этого священного Такбира дошли до нас со времен Ибрахима (алейхиссалям) через нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

    И мужчины, и женщины, читающие намаз с джамаатом или без, произносят Такбиры Ташрика после каждого фард намаза один раз. Это ваджиб. Произносятся эти Такбиры также после восполнения пропущенных намазов в Дни Ташрика.

    13. Действия, которые желательно совершать в праздничную ночь и дни

    1. Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, читают пропущенные намазы. Читают Коран и просят прощения. Ведь ду’а, совершаемые в праздничную ночь, принимаются.

    Как передал Табарани от Убада бин ас-Самита (радыйаллаху ‘анху), Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не погибнет в тот (Судный) день душа того, кто проводит ночи праздников Рамадан и Курбан, рассчитывая на вознаграждение, в поклонении, когда умрут сердца многих».

    2. В праздничное утро встать пораньше, принять омовение.
    3. Надеть чистую или новую одежду.
    4. Использовать хорошие благовония.
    5. Если это возможно, идти на намаз пешком, так как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в эти праздничные дни шел пешком к месту намаза.
    6. Улыбаться и быть радостным.
    7. Раздавать больше садака бедным и нищим.
    8. По дороге на праздничный намаз произносить такбиры.
    9. Если человек собирается совершить Курбан, то желательно воздерживаться от пищи, пока он не сможет попробовать мясо своего Курбана.
    10. Есть мясо Курбана, так как это делал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям).
    11. Быть щедрым по отношению к своей семье.

    14. День праздника и его намаз

    Праздник стал обязательным во 2-ом году хиджры. Во времена переселения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в Медину, у жителей Медины было два праздничных дня. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Что это за дни?» Мединцы ответили: «Мы танцуем и веселимся в эти дни еще со времен джахилии (невежества)». На что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Взамен этих дней Всевышний Аллах Вам дал два лучших дня: ‘Ид-уль-Фитр (завершения поста Рамадан) и ‘Ид-уль-Адха (Курбан-байрам)». (Абу Дауд).
    В Коране сказано: «Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар», 2). По наиболее авторитетному толкованию, слово «намаз» – это намаз Курбан-байрама. Достоверно известно, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сам лично проводил праздничные намазы.

    По мазхабу имама Абу Ханифы, намаз Курбан-байрама – ваджиб, как и намаз праздника завершения поста Рамадан, и совершается по правилам пятничного намаза. По мазхабу Ханбали, праздничный намаз – Фард-Кифайа, а, по мазхабам Шафии и Малики – Сунна-Муаккада.

    15. Как совершается праздничный намаз?

    Обязательный праздничный коллективный (с джамаатом) намаз состоит из 2-х рака’атов. В первом рака’ате читается «субханака», после чего имам произносит вслух, а джамаат – про себя, такбир - «Аллаху Акбар» три раза. В первых двух такбирах руки поднимают и опускают вдоль туловища. После третьего такбира руки, не опуская, складывают. Имам читает Аль-Фатиху, аяты (или суру) из Корана. Потом совершают руку’ и сажда. Поднимаются на второй рака’ат. Имам читает Аль-Фатиху и аяты (или суру) из Корана. Потом, как и в первом рака’ате, делается три такбира. Во всех трех такбирах руки поднимаются и опускаются вдоль туловища. С четвертым такбиром совершается руку’, а затем сажда. Затем, сидя читаются ат-Тахийат, Аллахуммасалли, Аллахуммабарик, Раббана, затем дается салям. После этого имам всходит на минбар и читает хутбу. Делается ду’а, и намаз завершается.

    Праздничные намазы относятся к важным коллективным намазам, как и пятничные, и поэтому не читаются в одиночку, как обязательные пять намазов. Хутба читается после намаза, так как является сунной, а в пятничном намазе хутба является условием пятничного намаза и читается до него.

    16. Социальная польза праздника

    Праздник в нашем обществе имеет важное значение. Праздничные дни – это дни единения мусульман, укрепления связей между ними и взаимопомощи. Праздники предоставляют возможность отдохнуть от забот и дают заряд сил и бодрости для дальнейших дел. В эти дни мы встречаемся с родственниками, соседями. В праздничное утро верующие заполняют мечети и вместе обращаются к Всевышнему, просят у Него милости и прощения. В эти дни мы должны навещать родителей и получать их благословение. В Исламе, после поклонения Аллаху и повиновения Его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), повелевается уважительное и доброе отношение к родителям, запрещено даже говорить им «уф». Надо приветствовать встречных, поздравлять с праздником знакомых и незнакомых. Навещая друзей, надо поинтересоваться их самочувствием и пожелать добра. Следует посетить больных и пожелать им выздоровления. Подарить внимание и ласку сиротам и обделенным детям. Протянуть руку помощи бедным и нуждающимся, дать и им возможность почувствовать радость праздника.

    Надо порадовать души тех, кто ждет наших ду’а, посетив их могилы. Надо постараться помирить знакомых, которые в ссоре, раздать подарки детям.
    Как всегда, мы должны в праздничные дни обращаться наилучшим образом с окружающими нас людьми, как повелевает нам Ислам, и воздерживаться от вредных и недостойных поступков.

    • Значение жертвоприношения (курбан );
    • Для кого обязательно жертвоприношение (курбан );
    • Как и когда выполняется жертвоприношение (курбан );
    • Что делать с мясом и шкурой жертвенного животного;
    • Жертвоприношение по обету (н азр - курбан );
    • Жертвоприношение (курбан ) от имени умершего;
    • Разрешенные и запрещенные для жертвоприношения животные;
    • Разрешенное и запрещенное мясо;
    • Обряды, связанные с рождением ребенка;
    • Виды клятв и их исполнение.

    ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (КУРБАН )

    Жертвоприношение в дни праздника Курбан-байрам – это поклонение (ибада ), совершаемое имуществом, которое относится к необходимому (ваджиб ). Откровение о жертвоприношении (курбан ) было ниспослано во втором году хиджры.

    Жертвоприношение (к урбан ) совершается ради Всевышнего Аллаха в знак благодарности за Его дары и служит причиной приближения к Его милости. В одном из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Самые худшие из скупых людей - это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать».

    Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в праздник Курбан-байрам совершал заклание двух животных – одного от себя, а второго – от имени своей общины (умм а ). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить ещё больше благостей Создателя, также могут принести в жертву 2-х и более животных.

    Обряд жертвоприношения регулирует социальные отношения в обществе, напоминает благосостоятельным людям о том, что они несут некие обязательства как перед Всевышним, так и перед обществом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не ради своего собственного обогащения. Всевышний Аллах велит обеспеченным людям заботиться о бедняках и неимущих, об их пропитании, о поддержании хороших отношений со всеми людьми.

    В Священном Коране говорится:

    «И служите Богу и не уподобляйте никого Ему, и будьте добры с родителями и близкими родственниками, и сиротами, и нуждающимися, и с соседом из вашей родни, и с чужаком-соседом, и со спутником в дороге, и со странником, и с теми, кем владеют ваши десницы. Воистину, Господь не любит гордых и хвастливых» .

    Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден, не из нас» .

    Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.

    В масштабе всего человечества этот праздник открывает великий путь к миру, согласию и единению людей всего земного шара. Курбан-байрам учит солидарности, взаимоуважению, бескорыстию и добру. Не трудно понять предназначение жертвоприношения, в котором заключены Справедливость, Всезнание и Мудрость Господа, направленного на обеспечение голодающего, бедствующего населения во всем мире, которые также как и все остальные люди имеют право на полноценное существование. Состоятельный человек может принести радость и довольство многим людям, а самое главное – обрести довольство Всевышнего и духовное удовлетворение, которое не каждый богатый человек сможет испытать даже на протяжении всей своей жизни.

    Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время.

    ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН )

    В Священном Коране говорится:

    فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

    «Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха» .

    Жертвоприношение (курбан ) является необходимым (ваджиб ) для:

    1. мусульманина;
    2. разумного;
    3. совершеннолетнего;
    4. свободного от рабства;
    5. не находящегося в путешествии;
    6. владеющего имуществом в размере нисаба (не обязательно владеть нисабом год).

    Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

    КАК И КОГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

    Жертвоприношение можно совершать в первые три дня праздника Курбан-байрам, но лучше это делать в первый день. Жертвоприношение совершают после праздничного намаза. В местности, где праздничный намаз не совершают, жертвоприношение можно делать с наступлением рассвета. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Сегодня (т.е. в праздник) наше первое дело – это чтение (праздничного) намаза, а потом – совершение жертвоприношение (курбан ) . Кто так сделает, тот выполнит нашу с унну. Если кто-то сделает жертвоприношение (курбан ) раньше этого (намаза), то это будет считаться простым мясом, отданным своей семье» .

    После вечернего намаза (аль -магриб ) третьего дня праздника совершать жертвоприношение (курбан ) нельзя.

    Тот, кто умеет и имеет возможность, совершает жертвоприношение своими руками. Тот, кто не умеет или не имеет возможности, может поручить другому совершить жертвоприношение.

    При заклании животное категорически нельзя мучить. Порицаемо тащить животное волоком на место закалывания за ноги, начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано, а также резать одно животное на виду у другого. Отношение ко всем созданиям Аллаха должно быть чутким и внимательным.

    Перед закланием необходимо сформировать намерение: «О Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву». Во время заклания желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы.

    Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!») надо быстро острым ножом перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены.

    и следующий аят Священного Корана:

    قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

    «Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа (обитателей) миров, наряду с которым нет (иного) божества …»

    Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях» , надо обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар» . Если режущий сознательно не сказал этого, мясо животного становится запретным, если же не сказал по забывчивости, то это прощается.

    До полного наступления смерти нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру животного.

    ЧТО ДЕЛАТЬ С МЯСОМ И ШКУРОЙ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО

    Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше (мандуб ) разделить его на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе. Допускается отдать мясо жертвенного животного (к урбан ) не мусульманам в качестве подарка.

    Мясо и шкуру жертвенного животного (курбан ) порицаемо (макрух ) продавать или расплачиваться с мясником. Разрешается использовать шкуру самому, отдать бедняку или в благотворительную организацию.

    ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО ОБЕТУ (НАЗР - КУРБАН )

    Обет совершить жертвоприношение (н азр урбан ) делает его необходимым (ваджиб ). Жертвоприношение по обету (н азр урбан ) бывает 2-х видов:

    1. Обет (н азр ), не связанный с какими-либо условиями. Например, сказав: «Я сделаю жертвоприношение во имя Аллаха», человек волен сделать это жертвоприношение в любое время.
    2. Обет (н азр ), связанный с каким-либо условием. Например, сказав: «Если выздоровеет больной, то я принесу жертву во имя Аллаха», человек должен совершить жертвоприношение, когда больной выздоровеет. Можно сделать жертвоприношение и раньше, не дожидаясь исполнения желаемого.

    Мясо животного, принесенного в жертву по обету (назр ), нельзя употреблять в пищу тому, кто дал обет, а также его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного, принесенного по обету (назр ), нельзя есть тем, кто обладает нисабом.

    ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН ) ОТ ИМЕНИ УМЕРШЕГО

    Жертвоприношение за умершего совершают в праздник Курбан-байрам. Мясо жертвенного животного совершивший жертвоприношение за умершего может раздать или оставить себе. А мясо животного, принесенного в жертву по завещанию, раздают только бедным.

    РАЗРЕШЁННЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

    Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, корову, буйвола и верблюда. Козе или овце должно быть не менее года, корове или буйволу – не меньше двух лет, верблюду – не меньше пяти лет. Также можно принести в жертву крупную 6-ти месячную овцу, если по размеру она подобна годовалой. Для козы достижение годовалого возраста – строгое условие.

    Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать в собственном стойле. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить свое животное особым знаком.

    Одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек (семей). Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

    Не приносятся в жертву птицы (петух, курица, утка и т.п.), а также дикие парнокопытные животные (например, дикие буйвол, коза и т.д.).

    Допустимо, если животное обладает незначительными недостатками, например, у него надломан рог, повреждено несколько зубов или оно хромает. Однако, существуют определенные недостатки, которые делают животное непригодным к жертвоприношению:

    – если животное слепое на один или оба глаза;

    – если один или оба рога животного сломаны до основания;

    – если у животного не достает более половины уха или более половины хвоста;

    – если хромое животное не в состоянии встать на ноги;

    – врожденное отсутствие уха или хвоста;

    – большая часть зубов повреждена так, что животное не может принимать пищу;

    – если животное больное;

    – если животное очень ослаблено;

    – поврежденные соски;

    – если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска.

    РАЗРЕШЁННОЕ И ЗАПРЕЩЁННОЕ МЯСО

    Согласно канонам Ислама мусульманам разрешено (халяль ) употреблять в пищу мясо домашних животных и домашних птиц, таких как мясо коровы, буйвола, верблюда, лошади, барана, козы, курицы, журавля, страуса, голубя, зайца, гуся. Также разрешено употреблять в пищу саранчу и любую рыбу. Однако необходимо отметить мнение великого имама Абу Ханифы, который оговаривал незначительную порицаемость употребления конины.

    Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль ) необходимо соблюдение обряда убоя. Этот обряд заключается в перерезании шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа людей Писания (христиан или иудеев) и находится в здравом уме.

    Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным для употребления в пищу. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи, собаки, ящерицы и т.д. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении упомянутого обряда убоя.

    В случае охоты с огнестрельным оружием упоминать имя Всевышнего Аллаха («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ) необходимо во время выстрела. Если животное было только ранено, то охотник должен завершить обряд убоя, воспользовавшись ножом.

    Мясо осла, мула, кошки, белки, слона, хищных птиц (орел, сокол, ворона, черный гриф, ястриб, коршун), летучих мышей также нельзя употреблять в пищу.

    Не употребляют в пищу мясо животных и насекомых, вызывающих брезгливость, например, мышей, лягушек, змей, мух, жуков, бабочек, скорпионов. Также несъедобным считается мясо морских животных, не относящихся к рыбам, таких как осьминогов, моллюсков, крабов и т.п. Не употребляют в пищу рептилий, которые живут на суше и в море, например, черепах и крокодилов.

    Рассказать друзьям