Бтр м3 скаут в красной армии. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дебют «скаута» состоялся в 1933 году, когда фирма «Уайт мотор компании» изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу - легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика «Уайт-Индиана» (4x4). После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение М1 Scout Car. В 1934 году 76 единиц М1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Нокс (штат Кентукки). Бронетранспортер М1 оснащался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем «Геркулес» L с рабочим объемом 4,6 л и мощностью 55,2 кВт (75 л.с.). Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета «Браунинг» М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм «Браунинг» М1919А4 по бортам

Следующий модификацией «скаута», принятой как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины (Т9) в 1935 году разработала фирма «Корбитт энд компании» из Северной Каролины, попытавшаяся потеснить «Уайт». В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель «Лайкоминг нью Корбитт Эйт» мощностью 69 9 кВт (95 л.с.). Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов М1919А4, располагавшихся по бортам корпуса.

Главным отличием следующего варианта (М2А1) стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.

Еще одной версией М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове «скаута» в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы он с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.

В 1935 году к проектированию «скаутов» приступила и фирма «Мармон-Херрингтон» из Индианаполиса. Военным был представлен бронетранспортер-разведчик A7SCA, аналогичный по своим характеристикам М2. Эта машина оснащалась 8-цилиндровым двигателем «Форд» V8 мощностью 62 5 кВт (85 л.с.) и развивала скорость до 120 км/ч. Однако американскую армию она не заинтересовала. Чуть больше повезло «скауту» Т13 созданному на шасси коммерческого однотонного грузовика «Форд-Мармон-Херрингтон». 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.

Пока две упомянутые фирмы соревновались между собой «Уайт» без лишнего шума занималась модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель «Геркулес» JXD мощностью 80,9 кВт (110 л.с.). Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным департаментом США под обозначением М3, но производилась опять-таки в небольших количествах - за два года заводские цеха покинуло 64 экземпляра. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавалерийской бригады. По опыту их эксплуатации командование приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Фирма «Уайт» предложила для этой цели усовершенствованный бронетранспортер М3А1, созданный на базе двухосного шасси с обеими ведущими осями. Он-то и был запущен в крупномасштабное серийное производство.

На вооружение американской армии «скаут» поступил в 1940 г и использовался для разведки, связи и переброски войск по дорогам. В период с 1941 года до конца 1944 года фирма «Уайт мотор компании» изготовила 20918 разведывательных бронетранспортеров этого типа.

По сравнению со своим предшественником М3А1 имел уширенный и удлиненный в кормовой части открытый корпус, установленный на раме шасси и собиравшийся с помощью винтовых соединений из листов катаной броневой стали. Толщина лобовой брони достигала 12,7 мм бортовой и кормовой - 6,4 мм. В передней части корпуса по бортам имелись двери измененной конфигурации для посадки и высадки водителя и командира. Дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса бронетранспортер оборудовался вращающимся буферным барабаном, который располагался перед радиаторной решеткой на двух кронштейнах с пружинами, предназначенными для предохранения рамы от жестких ударов при наезде на препятствия. Сзади корпуса на траверсе крепился буксирный крюк.

В передней части корпуса находилось силовое отделение, доступ в которое обеспечивали складные стенки бронекапота, поднимавшиеся вверх на шарнирных петлях. Средняя часть корпуса представляла собой отделение управления, в котором размещались все органы управления и приборы, а также сиденья командира и водителя. В отделении управления имелись две входные двери, расположенные по бортам. Верхняя часть каждой двери откидывалась на шарнирных петлях. Для наблюдения в боевой обстановке в верхней откидной части двери была предусмотрена смотровая щель, которая закрывалась броневой заслонкой. Смотровые щели имелись также в откидном переднем броневом листе отделения управления. При откидывании и стопорении его перед водителем оставалось ветрозащитное стекло. В задней части корпуса бронетранспортера располагались сиденья для десанта и ящики для боеприпасов. При необходимости над открытым корпусом бронетранспортера можно было установить тент.

Вооружение бронетранспортера состояло из 12,7-мм пулемета М2 «Браунинг» и 7,62-мм пулемета М1919А4, а также одного пистолета-пулемета «Томпсон» калибра 11,43 мм. Пулеметы «Браунинг» устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы вдоль всего периметра кузова, что обеспечивало круговой обстрел. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7.62 мм и 600-750 патронов калибра 12.7 мм. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках располагавшихся по бортам кузова. В центре кузова была предусмотрена стойка для ведения зенитной стрельбы. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7.62-мм пулемет «Браунинг» М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулеметы «Максим».

В моторном отделении бронетранспортера М3А1 устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией «Геркулес» JXD с рабочим объемом 5236 см3, развивавший мощность 80 9 кВт при 3000 об/мин, что позволяло машине с боевой массой 5,624 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 105 км/ч. Двигатель оборудовался карбюратором с падающим потоком. В качестве топлива использовался бензин с октановым числом не ниже 70. Система смазки двигателя - комбинированная.

Два бензобака емкостью по 57 л располагались под сиденьями водителя и командира машины. Расход бензина при движении по шоссе составлял 22-24 л на 100 км пути; таким образом, запас хода по топливу составлял 360 км.

Температурный режим двигателя регулировался с помощью жалюзи, установленного в передней стенке моторного отделения перед радиатором. В боевой обстановке жалюзи регулировались рычагом, который находился в отделении управления справа у ног командира машины. Шестилопастный вентилятор системы охлаждения двигателя приводился в действие посредством двух клиновидных ремней.

На бронетранспортере М3А1 устанавливался обогреватель, представлявший собой радиатор включенный в общую систему охлаждения. Проходящий через радиатор воздух засасывался из-под капота отдельным электровентилятором и нагнетался внутрь корпуса бронетранспортера. Включался обогреватель кнопкой расположенной на приборном щитке.

Электрооборудование бронетранспортера питалось от аккумуляторных батарей. Номинальное напряжение электрического тока в первичной цепи составляло 12 В. Все приборы и провода зажигания экранированы.

Крутящий момент от двигателя передавался на колеса при помощи трансмиссии, в состав которой входили: 4-скоростная механическая коробка передач с сухим однодисковым сцеплением, двухступенчатый демультипликатор, двойной конический дифференциал, гидравлические колодочные тормоза с вакуумным усилителем. Движение вперед осуществлялось на четырех передачах; назад - на одной. Механическая раздаточная коробка соединялась с демультипликатором имевшим две передачи прямую и замедленную. Главная передача переднего и заднего мостов одинарная, коническая. Передаточное отношение главной передачи 5,14:1.

В ходовой части М3А1 с колесной формулой 4x4 использовались колеса с шинами размером 8 25-20; величина давления воздуха в шинах передних колес достигала 2 8-3 2 кг/см2, задних колес - 4,6 кг/см3 .Требуемую плавность хода обеспечивала подвеска на полуэллиптических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Удельное давление на грунт передних колес не превышало 5,0 кг/см2, задних колес - 5,8 кг/см2. Радиус поворота бронетранспортера не превышал 8,7м.

Бронетранспортер оборудовался колодочными тормозами. Ножной тормоз с гидравлическим приводом и сервомеханизмом действовал на все четыре колеса. Центральный ручной тормоз имел механический привод.

Предпринимались попытки применения на М3А1 и другого типа двигателя. В частности, устанавливались дизели «Буда-Ланова» и «Геркулес» мощностью 59,6 кВт и 75,8 кВт (81 и 103 л.с.) соответственно. Дизельная версия получила обозначение М3А2. В иностранной литературе иногда отмечается, что эти машины были разработаны для СССР, куда «скауты» поставлялись по ленд-лизу. Однако это не так. Еще в 1939 году военное ведомство США взяло курс на дизелизацию армии, от которого впрочем скоро отказалось. Именно тогда и были изготовлены 100 бронетранспортеров М3А2, которые эксплуатировались в частях американской армии до весны 1942 года, после чего их списали.

С 1941 года «скауты» стали стандартным вооружением разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. Кроме того их использовали в качестве тягачей 37-мм противотанковых орудий, санитарных и штабных машин.

В санитарном «скауте» можно было перевозить двух раненых на носилках и трех сидячих раненых.

«Скауты» поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении английской канадской и австралийской армии, войск Свободной Франции, польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. В Советский Союз по ленд-лизу были доставлены 3340 бронетранспортеров М3А1. «Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами Красной Армии. Использовались они так же как и в войсках союзников, главным образом в качестве разведывательных и штабных. На вооружении Советской Армии М3А1 состояли до 1947 года и послужили непосредственным прототипом при разработке легкого бронетранспортера БТР-40.

В США «скауты» сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего начались их поставки за рубеж, прежде всего в Латинскую Америку. Значительное количество М3А1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали «скауты» Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран.

В 1947-1948 годах во время войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров М3А1 были переделаны в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом MG-34. Второй такой же пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя.

В армиях многих стран эти боевые машины эксплуатировались до конца 70-х годов прошлого века, а по данным за 1996 год 35 «скаутов» все еще состояли на вооружении армии Доминиканской Республики.


(англ. Scout Car M3).

Бронетранспортер разработан в 1939 году на базе стандартного грузового автомобиля и предназначался для перевозки пехоты на поле боя, ведения разведки и боевого охранения, а также для буксировки артиллерийских систем, транспортирования боеприпасов и других грузов. Он имел полностью бронированный открытый сверху корпус, в передней части которого находился двигатель, а за ним размещались отделение управления и отделение десанта.

Бронетранспортер, как правило, вооружался 12,7-мм пулеметом, установленным над отделением управления, а также 2-3-мя 7,62-мм пулеметами, установленными на бортах. Для обеспечения самовытаскивания часть машин снабжалась лебедкой, монтируемой перед двигателем. Для повышения надежности ходовой части использовались колеса с усиленными многослойными шинами с противопульным наполнителем. "Скаут Кар" имели очень высокую скорость по дороге (до 90 км/ч), но ограниченную подвижность на пересеченной местности и не могли обеспечить должную мобильность моторизованной пехоте. По этой причине они не получили широкого применения в армии США, но в больших количествах поставлялись армиям Англии и Канады. Всего было изготовлено около 21 тыс. таких машин.

В период между двумя мировыми войнами во всех странах, располагавших бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил возлагалось на легкие бронеавтомобили. Однако реальное выполнение этой задачи было не простым делом. Экипаж бронеавтомобиля состоял из 2 - 3 человек, у каждого из которых имелись свои функциональные обязанности внутри машины, поэтому вести разведку в отрыве от броневика было практически невозможно. Последнее обстоятельство делало успех всего предприятия близким к нулю.

К пониманию того, что броневая машина должна быть лишь средством доставки и эвакуации разведгруппы и при этом иметь возможность в случае надобности прикрыть ее огнем, первыми пришли американцы. Военный департамент США предъявлял к такой машине весьма жесткие, по меркам начала 1930-х годов, требования, включавшие в себя, помимо прочего, и привод на все колеса. В документации бронеавтомобиль именовался Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе, и тогда, и впоследствии, его называли просто "скаут", часто опуская официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединенных Штатов.

Дебют "скаута" состоялся в 1933 году, когда фирма White Моtor Соmpany изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу - легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика White indiana 4x4. После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение Scout Car в 1934 году, 76 единиц М1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Ноксе (штат Кентукки). М1 оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules I. рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета Brawning М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм Brawning М1919А4 по его бортам.

Следующей модификацией "скаута", принятой, как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины Т9 в 1935 году разработала фирма Соrbitt & Со, попытавшаяся потеснить White. В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов M1919A4 расположенных по бортам. Главным отличием варианта М2А1 стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.

Еще одной версией "скаута" М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове машины в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы последний с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.
В 1935 году к проектированию "скаутов" приступила и фирма Маrmon Herrington из Индиана полиса. На суд военных был представлен бронетранспортер-разведчик А75SСА, аналогичный по своим характеристикам М2. Он оснащался 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью 85 л.с. и развивал скорость до 120 км/ч, однако американскую армию не заинтересовал. Чуть больше повезло другой машине - Т13, созданной на шасси коммерческого 1-т грузовика Ford-Marmon-Herrington: 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.

Пока эти две фирмы соревновались между собой, White продолжала заниматься модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с. Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным департаментом США под обозначением МЗ, но производилась опять-таки в небольших количествах - за два года заводские цехи покинуло всего 64 единицы. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавбригады. Исходя из положительного опыта их эксплуатации, командование армии США приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Вскоре фирма White предложила военным усовершенствованный вариант этого бронетранспортера - МЗА1. Его и запустили в большую серию.

По сравнению с М3, новая машина имела удлиненный в кормовой части корпус. Ширина кузова была увеличена, она превышала наружный габарит задних колес. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса, а точнее - перед нею, появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны.

Как и на М3, на М3А1 устанавливался карбюраторный 110-сильный двигатель Нercules JXD, который позволял боевой машине массой 5,624 т разгоняться на шоссе до максимальной скорости 88 км/ч. Запас хода по топливу (два бака по 57 л каждый под сиденьями водителя и командира) составлял 360 км.
Предпринимались попытки применения на М3А1 и другого типа двигателя: в частности, установка дизелей Вuda-Lanova и Неrcules мощностью 81 и 103 л.с. соответственно. Дизельная версия получила обозначение М3А2. Толщина брони корпуса М3А1 колебалась от 12,7-мм (лобовой лист кузова) до 6,35-мм (все остальные листы).

Два пулемета - 12,7-мм М2 и 7,62-мм М1919А4 -устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы по всему периметру кузова. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62-мм и 600 - 750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7,62-мм пулемет Вrawning М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулемет "максим". В 1941 году заводские цехи фирмы White покинули первые М3А1, а до конца 1944 года, когда их производство прекратили, было выпущено 20 918 единиц.

С 1942 года "скауты" стали стандартным вооружением бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. С марта 1943 года в каждом бронекавалерийском взводе имелось 13 бронетранспортеров: три в группе командования (эти машины являлись одновременно тягачами 37-мм противотанковых пушек), один в разведывательной группе и девять "скаутов" в трех разведывательных секциях. Кроме того, их использовали в качестве санитарных и штабных машин. В санитарном "скауте" перевозили двух лежачих и трех сидячих раненых.

"Скауты" поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении войск "Свободной Франции", польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. Что касается Британского Содружества Наций, первыми М3А1 получили канадские и австралийские части; английская же армия приняла их только в мае 1941 года. Использовались М3А1 в штабных подразделениях полков и бригад. Вскоре их стали применять в качестве санитарных и машин артиллерийских наблюдателей. В танковых и бронеавтомобильных частях "скауты" довольно долго несли службу как командирские и машины связи, оснащенные мощной радиостанцией. Однако вскоре каждый эскадрон в полках бронеавтомобилей получил по взводу стрелков и по четыре "скаута" для их перевозки.

И, наконец, начиная со второй половины 1944 года, большое количество М3А1 эксплуатировалось в мотопехотных батальонах британской армии. В СССР поступило (поставки начались в 1942 году) 3034 М3А1, которые в советских документах тех лет именовались как бронетранспортеры, бронемашины или полубронемашины. Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных "скаутами", готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.

"Скауты" стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной Армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным образом, в качестве разведывательных и штабных машин. Разведрота танковой или механизированной бригады имела 3-4 М3А1, разведбатальон корпуса - 6-8, а мотоциклетный полк армии - 13-16. Пожалуй, единственным их недостатком, упоминаемым в отчетах по боевому применению, можно назвать ненадежное буксирное устройство (в разведподразделениях "скауты" служили тягачами батареи 76-мм пушек ЗИС-3), а также снижение динамических характеристик при буксировке артсистем.

В качестве примера, иллюстрирующего боевую работу разведподразделений Красной Армии, можно привести описание действий 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года.

Южнее поселка Ленина в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 28 гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий поселка. Выдвинувшиеся влево два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера М3А1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по противнику. В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросали оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров), была уничтожена. Только отдельные гитлеровцы численностью до 30 человек, засевшие в здании, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу по которой должна была двигаться колонна автомашин. Высланные вперед два бронетранспортера М3А1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив врага прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром засады противника.

На вооружении Советской Армии М3А1 состояли минимум до 1947 года. Без всякого сомнения, эта машина послужила непосредственным прототипом при создании советского легкого бронетранспортера БТР-40. В США "скауты" сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего началась их поставка за рубеж, главным образом, в Латинскую Америку. Значительное количество М3А1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали "скауты" Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран. В 1947 - 1948 годах во время Войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров М3А1 переделали в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом МG 34. Второй МG 34 устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя. В таком виде "скауты" принимали активное участие в боевых действиях.

В ближайший месяц-два у меня ожидаются феерические события и как дальше жизнь сложится вообще неизвестно. Известно только, что геморроя будет много, свободного времени – мало, и все это надолго. Как водится, перед столь масштабным шухером наступает затишье. Все что можно было сделать – уже сделано, бОльшая часть процессов идет сама собой и вмешательств с моей стороны почти не требует, а что предстоит сделать – для этого время еще не наступило. Ничего серьезного затевать смысла не имеет. Совсем без дела сидеть – тоже скучно.

Чтобы голова не забивалась всякими бесполезными переживаниями о грядущем, надо её чем-то постоянно отвлекать. При таком раскладе не нашел ничего лучшего, чем пойти в ближайший “Детский мир” и купить пару наборов с моделями. Американский броневичок и советский ЗИС. Ну, раз уж пошла такая модельная пьянка. Когда еще доведется модельки пособирать. Неизвестно, вернусь ли я когда-нибудь к этой теме вновь – хоть оттянусь, пока могу…

Попробую некое подобие очередного руководства соорудить. Для самых маленьких. Хоть процесс сборки пластмассовой модели тривиален и никаких сакральных знаний не содержит, но есть о чем рассказать. Вдруг у кого из читающих есть ребенок, которому на день рождения любимая тетя подарила машинку склеить. Дайте ему это почитать, авось пригодится:-)

Даже, вот как сделаю: буду модель не как обычно собирать, а по инструкции! Не секрет, что заводские киты во время сборки приходится серьезно дорабатывать руками, чтобы вышло что-то путное. Во всяком случае так было раньше.

Наборы советского производства были весьма невысокого качества. Многие детали не состыковывались между собой, половины деталей не было вовсе, некоторые части изображались настолько условно, что приходилось их срезать с пластмассы в ноль и делать свои… Но времена, похоже, изменились. Когда я собирал SdKfz 251 , то по привычке инструкцию читал наискосок, лишь бы детали знать какие куда, поэтому не могу оценить адекватность оной с точки зрения последовательности сборки. Но сейчас можно будет попробовать собрать модель “честно” и посмотреть, что получится.

Вот так выглядит набор:

Где-то уже писал, но еще раз отмечу, что не нужно для резины использовать черный цвет. Резина не бывает совсем черной. Посмотрите у любой машины во дворе. Темно-серый цвет гораздо естественнее будет смотреться на покрышках.

3. Теперь, при помощи тонкой кисточки и увеличительного стекла красится диск:

4. Ну и наводится последний марафет (очень жидко разведенная “грязная” краска + тампон + струя воздуха из аэрографа):

К сожалению, детали отлиты так, что вращающиеся колеса сделать не получилось. После того, как колесо надето на ось, от нее остается торчать такой крошечный пенек, что за него не цепляется “пробка”, которая фиксирует колесо:

И нигде ничего подточить не получится – там просто нечего подтачивать. Там наоборот – наращивать нужно. Т.е. по сути надо срезать эти оси нафиг и делать самому с нуля уже нужной длинны. Сие есть явный и грубый косяк производителя набора. Гореть ему в Аду лишний день за такое!


На этом этапе, казалось бы, все достаточно тривиально. Но без приключений не обошлось.

Прежде всего, все то же самое немыслимое количество оплоя на мелких деталях. Но это еще ладно – дело уже привычное. Хуже то, что кронштейны лебедки (детали 75 и 77), будучи установлены на раму, имеют между собой расстояние превышающее длинну вала лебедки (детали 78 и 79). Причем, хорошо так превышающее. Миллиметра на два-два с половиной. Т.е. сделать этот вал вращающимся – никаких шансов. Пришлось клеить вал лебедки к кронштейнам намертво, чтобы за счет этого притянуть их друг к другу. Любое подобное насилие деталей – плохо. Что в пластмассовых моделях, что в бумажных, что в каких угодно других.

Если бы, например, рама собиралась из нескольких частей, то это можно было бы списать на собственную криворукость. Так, нет же! Рама сразу дается готовая. Именно она задает расстояние между кронштейнами. И это косяк производителя, что ширина рамы (или длина вала лебедки) так врут. Самому в этой части накосячить было просто негде. Налицо явные ошибки в относительных размерах. Это неприятно.

Еще выяснилось, что для приборной доски не предлагается никаких декалей. Поэтому пришлось взять иголку и раскрасить приборы самому. Они, конечно, слишком мелкие, чтобы какие то подробности разглядеть, да и не видно её почти, но хотя бы условно разметку нанести нужно было:

Типа, понятно, что это набор для моделистов – вот и моделиствуйте сами. Но с другой стороны, предлагается готовый кит, который подразумевает, что у моделиста должны быть в наличии все необходимые детали. В противном случае человеку не нужен будет кит. Раз уж надо делать что-то самому с нуля, так и нафиг тогда какие-то наборы? Поэтому отсутствие декали для приборной доски в данном случае – грубая ошибка производителя набора.

Тем более, что для модели немецкого транспортера от той же “Звезды” такая декаль была. Получается, какой-то непоследовательный подход к комплектации разных моделей от одного и того же производителя. Если вдруг совершенно случайно эту статью читает представитель “Звезды”, то, вот, пусть ответит в комментариях: нафига, доколе, кто виноват и куда бежать?!

Из серии практических советов по данному этапу:

  • Как видно из фотографий, я сперва собрал всю переднюю коробку с капотом, боковой обшивкой и облицовкой радиатора. И только после этого устанавливал на шасси. А не каждую детальку отдельно клеил сразу на шасси. Помимо того, что это просто правильно, так еще и не нарушает порядок нумерации в инструкции. Рекомендую в подобных случаях всегда поступать так. Во-первых, собирая много отдельных деталек сразу на шасси вы можете получить несостыковки на самых видных местах без шанса увести их куда-нибудь, где их не будет видно. Во-вторых, удобнее покрасить эту коробку вот так, а не когда она намертво присобачена к шасси. В-третьих, всякую мелкую детализацию так же удобно клеить когда еще коробка существует отдельно.
  • Несмотря на то, что лобовое стекло предлагают устанавливать на этом этапе, не рекомендую этого делать. По своему опыту знаю, что придется еще много чего красить/клеить и можно стекло запросто запачкать или залить клеем (последнее – фатально). Конечно, всегда надо исходить из конкретной ситуации, но, вот, у данной модели, решительно ничего не помешает установить лобовое стекло в самую последнюю очередь. Целее будет…

Всякий мелкий обвес морды/кормы. По ходу продолжает наноситься weathering на модель. Грязь, копоть, потертости и т.п. Кому не нравится стиль “только что из канавы”, тем немного проще – достаточно быть аккуратным в равномерном окрашивании деталей.


На этом этапе все, вроде, встало на свои места. Хотя посадочные места для крюков около лебедки, какие-то неуверенные получились. Пришлось много клея использовать и потом долго сушить.

Фары пришлось раскрашивать. Ведь, понятно же, что сделать стекла на фары из прозрачного пластика, это недосягаемая вершина технологического процесса изготовления модельных наборов. Про это никто даже и не мечтает. Абсолютно плоские прямые прозрачные лобовые стекла – максимум на что способно производство прозрачных пластмасс. Про отдельные красные стекляшки для задних фар – уж и молчу. Ведь это сделало бы набор дороже на все десять, а то и, страшно подумать… может, даже, ДВАДЦАТЬ рублей! Потребитель эту разницу в цене коробки ни за что не осилил бы.

Кстати, это не эксклюзивный маразм отечественной “Звезды”. Я думал, что за прошедшие годы что-то в этой связи изменилось. Нифига! Порывшись в интернете убедился, что даже хваленая “Тамия” грешит этим кретинизмом…

Историко-техническое отступление…

По ходу удивился конструкции оригинала. Оказывается, в кузов люди могли попасть только перепрыгнув через борт. Почему-то мне кажется, что в бою такой метод попадания в машину или покидание её не слишком полезен для здоровья. Либо я не вижу какой-то хитрости (встроенный телепорт, например), либо это какой-то очень недальновидный ход инженеров. Ну, т.е. случись чего и тебе надо в полный рост вылезать через край прекрасно простреливаемого борта. Причем автомобиль то не такой уж и маленький. Карабкаться в высокий кузов/из кузова – не забор по пояс перепрыгнуть. Вот, попрыгайте так под пулями на высоту человеческого роста почти:

К примеру, все тот же немецкий SdKfz. По габаритам они практически одинаковые. По высоте бортов уж точно:

Но немцы сделали так:

Т.е. у них не просто задний борт открывался, но и еще происходило это так, что вылезающие/влезающие получали дополнительную защиту по бокам… Почему американцы так своих солдат не любили – непонятно. Я не сомневаюсь, что причины тому были и, возможно, не так все плохо было, как на первый взгляд кажется, но суть фишки вот так сходу уловить не могу.

Эти M3 нам в большом количестве по лендлизу поставляли во время войны. Если у кого еще остался дед, который мог с этими машинами дело иметь, не сочтите за труд, спросите, как они выкручивались с попаданием в кузов? Я у своего спросил, но он всю войну на “Додж 3/4” в полевой разведке проездил. “Три четверти” меньше по габаритам и представляет собой обычный “джип” типа нашего газика-“козла”. Там такой проблемы не было в принципе.

Зато поджопники в кузове у американцев были мягкие, а у немцев простые деревянные жесткие лавки. Нет в мире совершенства.

Конец историко-технического отступления…

Продолжение обвеса:


С различными мелкими деталями, которые вешаются по бортам, редко когда возникают приключения. Не возникло и сейчас.

В качестве практического совета могу сказать только, что не ленитесь красить ремешки. Т.е. в данном случае, например, у канистры. У меня на них ушло пять цветов:

  1. базовый цвет для поддонов
  2. цвет хаки для самих канистр
  3. темно-серый цвет для ремешков, которыми канистры крепятся к поддонам
  4. серебрянка для металлизации
  5. немного ржавчины

Далее, помимо оставшегося обвеса предлагается выбрать вариант: с открытой защитой радиатора или с закрытой. Я решил делать с открытой защитой. И тут нужно быть внимательным и смотреть на ход вперед. Дело в том, что на защитные жалюзи сажается декаль. С закрытым вариантом все просто – защита представляет собой одну сплошную деталь, которую можно было бы сразу установить и после этого нанести на нее декаль. Вариант с открытыми жалюзями набирается из четырех отдельных деталек. А декаль сплошная. Т.е. нанести аккуратно одну сплошную декаль на четыре разных детали – невозможно. Декаль придется резать. И делать это удобнее всего, когда детали защиты радиатора еще не установлены в корпус. поэтому их я буду делать в самую распоследнюю очередь, что бы там порядок нумерации деталей в инструкции не предписывал:


Я там выше отложил установку лобового стекла. Теперь, когда все в основном закончено его можно установить на место. Однако, перед этим необходимо над ним слегка надругаться. Раз уж я придерживаюсь стиля окраса “только что из канавы” то было бы странным видеть на модели совершенно чистое стекло, как только что с автомойки. Поэтому его придется слегка испачкать.

Сперва замаскируем участки, которые должны остаться чистыми:

Немного пшикаем аэрографом, снимаем маски, подкрашиваем дворники… Ну хоть как-то. Понятно, что дворники на стеклах обычно штампуют так убого, что они более чем условны. Но – формальности ради:

Можно устанавливать на место (да, в полной сборке надо еще постараться заглянуть так, чтобы их увидеть):

Вернемся к защите радиатора, который был отложен вопреки указаниям инструкции. Сперва собираем её на скотче и красим:

Переводим декаль:

Вот, после этого акуратно скальпелем разделяем декаль по швам и устанавливаем детали защиты в нужном порядке на морде лица радиатора:

Это частный пример, но подобные ситуации возникают довольно часто при сборке моделей. Всегда думайте немного вперед по ходу сюжета – избавит от кучи лишнего гемора.

Часто декали даются также с вариантами. Например для этого M3 предлагалось:

Отнеситесь к этому внимательно. Не нужно лепить все доступные декали как лично вам нравится. Используйте только нужные обозначения и только в нужных местах. Если к набору не прилагается подобная схема, то посмотрите фотографии в интернете. Порядок и состав наносимых опознавательных знаков очень важен. Лепить их абы как – признак крайнего непрофессионализма.

В данном случае я выбрал второй вариант для модели. Оставшиеся невостребованными декали бережно сохраните. Возможно, когда-нибудь они пригодятся. Например, вы сами будете с нуля делать какую-то модель, где их можно будет использовать.

К своему удивлению обнаружил оставшиеся в наборе неиспользованные детали. Два ящика с патронами, пулемет, автомат и некая непонятная деталь №127:

Ну, ладно, патроны лишними не бывают – положил пару этих дополнительных ящиков в кузов. Но куда девать здоровенный станковый пулемет – непонятно. Один точно такой же я уже установил на машине. Сомневаюсь, что дела в армии шли тогда настолько шоколадно, что машины комплектовались запасным пулеметом нахаляву. Отложил его в заначку, авось пригодится когда. Как и автомат, который тоже непонятно куда пристроить. Что за деталь №127 и для чего она нужна – совсем непонятно. Согласно схеме, деталь №126 – последняя. Никаких №127 в инструкции не значится…

Получился такой вот драндулет агрессивного вида:


В качестве вывода, общие впечатления от набора: таксебешненько. На троечку. Огромное (нереально огромное) количество оплоя и местами кривоватое литье заготовок. Как я ни старался со скальпелем и шкуркой, во многих местах избавиться от этого безобразия полностью не смог. Косяк в деталях колес из-за чего нельзя их сделать вращающимися. Отсутствие декалей приборной доски. Некоторые конструктивные неточности модели. Швы в самых неподходящих местах, где их почти не замаскируешь. И т.п.

Следующим заходом я попробую собрать модель ЗИС-151 – посмотрим, что там с набором и насколько он осмысленный. И на этом, пожалуй, с модельной темой закруглюсь надолго…

Разведывательная машина M3 (англ. Scout Car M3)

Бронетранспортер разработан в 1939 г. на базе стандартного грузового автомобиля и предназначался для перевозки пехоты на поле боя, ведения разведки и боевого охранения, а также для буксировки артиллерийских систем, транспортирования боеприпасов и других грузов. Он имел полностью бронированный открытый сверху корпус, в передней части которого находился двигатель, а за ним размещались отделение управления и отделение десанта.

Бронетранспортер , как правило, вооружался 12,7-мм пулеметом, установленным над отделением управления, а также 2-3-мя 7,62-мм пулеметами, установленными на бортах. Для обеспечения самовытаскивания часть машин снабжалась лебедкой, монтируемой перед двигателем. Для повышения надежности ходовой части использовались колеса с усиленными многослойными шинами с противопульным наполнителем. "Скаут Кар" имели очень высокую скорость по дороге (до 90 км/ч), но ограниченную подвижность на пересеченной местности и не могли обеспечить должную мобильность моторизованной пехоте. По этой причине они не получили широкого применения в армии США, но в больших количествах поставлялись армиям Англии и Канады. Всего было изготовлено около 21 тыс. таких машин.

В период между двумя мировыми войнами во всех странах, располагавших бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил возлагалось на легкие бронеавтомобили . Однако реальное выполнение этой задачи было не простым делом. Экипаж бронеавтомобиля состоял из 2 - 3 человек, у каждого из которых имелись свои функциональные обязанности внутри машины, поэтому вести разведку в отрыве от броневика было практически невозможно. Последнее обстоятельство делало успех всего предприятия близким к нулю.

К пониманию того, что броневая машина должна быть лишь средством доставки и эвакуации разведгруппы и при этом иметь возможность в случае надобности прикрыть ее огнем, первыми пришли американцы. Военный департамент США предъявлял к такой машине весьма жесткие, по меркам начала 1930-х годов, требования, включавшие в себя, помимо прочего, и привод на все колеса. В документации бронеавтомобиль именовался Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе, и тогда, и впоследствии, его называли просто «скаут», часто опуская официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединенных Штатов.

Дебют «скаута» состоялся в 1933 году, когда фирма White Моtor Соmpany изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу - легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика White indiana 4x4. После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение Scout Car в 1934 году, 76 единиц М1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Ноксе (штат Кентукки). М1 оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules I. рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета Brawning М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм Brawning М1919А4 по его бортам.

Следующей модификацией «скаута», принятой, как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины Т9 в 1935 году разработала фирма Соrbitt & Со, попытавшаяся потеснить White. В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов M1919A4 расположенных по бортам. Главным отличием варианта М2А1 стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.

Еще одной версией «скаута» М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове машины в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы последний с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.
В 1935 году к проектированию «скаутов» приступила и фирма Маrmon Herrington из Индиана полиса. На суд военных был представлен бронетранспортер-разведчик А75SСА, аналогичный по своим характеристикам М2. Он оснащался 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью 85 л.с. и развивал скорость до 120 км/ч, однако американскую армию не заинтересовал. Чуть больше повезло другой машине - Т13, созданной на шасси коммерческого 1-т грузовика Ford-Marmon-Herrington: 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.

Пока эти две фирмы соревновались между собой, White продолжала заниматься модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с. Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным департаментом США под обозначением МЗ, но производилась опять-таки в небольших количествах - за два года заводские цехи покинуло всего 64 единицы. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавбригады. Исходя из положительного опыта их эксплуатации, командование армии США приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Вскоре фирма White предложила военным усовершенствованный вариант этого бронетранспортера - МЗА1. Его и запустили в большую серию.

По сравнению с М3, новая машина имела удлиненный в кормовой части корпус. Ширина кузова была увеличена, она превышала наружный габарит задних колес. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса, а точнее - перед нею, появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны.

Как и на М3, на М3А1 устанавливался карбюраторный 110-сильный двигатель Нercules JXD, который позволял боевой машине массой 5,624 т разгоняться на шоссе до максимальной скорости 88 км/ч. Запас хода по топливу (два бака по 57 л каждый под сиденьями водителя и командира) составлял 360 км.
Предпринимались попытки применения на М3А1 и другого типа двигателя: в частности, установка дизелей Вuda-Lanova и Неrcules мощностью 81 и 103 л.с. соответственно. Дизельная версия получила обозначение М3А2. Толщина брони корпуса М3А1 колебалась от 12,7-мм (лобовой лист кузова) до 6,35-мм (все остальные листы).

Два пулемета - 12,7-мм М2 и 7,62-мм М1919А4 -устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы по всему периметру кузова. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62-мм и 600 - 750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7,62-мм пулемет Вrawning М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулемет «максим». В 1941 году заводские цехи фирмы White покинули первые М3А1, а до конца 1944 года, когда их производство прекратили, было выпущено 20 918 единиц.

С 1942 года «скауты» стали стандартным вооружением бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. С марта 1943 года в каждом бронекавалерийском взводе имелось 13 бронетранспортеров: три в группе командования (эти машины являлись одновременно тягачами 37-мм противотанковых пушек), один в разведывательной группе и девять «скаутов» в трех разведывательных секциях. Кроме того, их использовали в качестве санитарных и штабных машин. В санитарном «скауте» перевозили двух лежачих и трех сидячих раненых.

«Скауты» поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении войск «Свободной Франции», польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. Что касается Британского Содружества Наций, первыми М3А1 получили канадские и австралийские части; английская же армия приняла их только в мае 1941 года. Использовались М3А1 в штабных подразделениях полков и бригад. Вскоре их стали применять в качестве санитарных и машин артиллерийских наблюдателей. В танковых и бронеавтомобильных частях «скауты» довольно долго несли службу как командирские и машины связи, оснащенные мощной радиостанцией. Однако вскоре каждый эскадрон в полках бронеавтомобилей получил по взводу стрелков и по четыре «скаута» для их перевозки.

И, наконец, начиная со второй половины 1944 года, большое количество М3А1 эксплуатировалось в мотопехотных батальонах британской армии. В СССР поступило (поставки начались в 1942 году) 3034 М3А1, которые в советских документах тех лет именовались как бронетранспортеры, бронемашины или полубронемашины . Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных «скаутами», готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.

«Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной Армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным образом, в качестве разведывательных и штабных машин. Разведрота танковой или механизированной бригады имела 3-4 М3А1, разведбатальон корпуса - 6-8, а мотоциклетный полк армии - 13-16. Пожалуй, единственным их недостатком, упоминаемым в отчетах по боевому применению, можно назвать ненадежное буксирное устройство (в разведподразделениях «скауты» служили тягачами батареи 76-мм пушек ЗИС-3), а также снижение динамических характеристик при буксировке артсистем.

В качестве примера, иллюстрирующего боевую работу разведподразделений Красной Армии, можно привести описание действий 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года. Южнее поселка Ленина в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 28 гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий поселка. Выдвинувшиеся влево два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера М3А1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по противнику. В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросали оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров), была уничтожена.
Только отдельные гитлеровцы численностью до 30 человек, засевшие в здании, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу по которой должна была двигаться колонна автомашин. Высланные вперед два бронетранспортера М3А1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив врага прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром засады противника.

На вооружении Советской Армии М3А1 состояли минимум до 1947 года. Без всякого сомнения, эта машина послужила непосредственным прототипом при создании советского легкого бронетранспортера БТР-40.
В США «скауты» сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего началась их поставка за рубеж, главным образом, в Латинскую Америку. Значительное количество М3А1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали «скауты» Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран.
В 1947 - 1948 годах во время Войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров М3А1 переделали в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом МG 34. Второй МG 34 устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя. В таком виде «скауты» принимали активное участие в боевых действиях.

Этот легкий бронированный автомобиль повышенной проходимости олицетворял собой важную историческую ступень перехода от бронеавтомобилей к бронетранспортерам. Он предназначался прежде всего для военной разведки, и именно поэтому звался Scout - разведчик.

Популярные в годы Первой мировой войны бронеавтомобили являлись самостоятельными боевыми единицами, подобными танкам, только на автомобильном шасси. Разведывательные подразделения пробовали использовать их в своих целях, но опыт оказался не самым удачным - все-таки бронеавтомобиль разрабатывали для решения совсем других задач. Его тесный бронекорпус плохо подходил для перевозки разведгруппы и ее вооружения. Проект создания специального автомобиля для фронтовой разведывательной группы не случайно впервые появился в США - стране, где в первые десятилетия ХХ века стремительно развивалась мощная индустрия массового производства недорогих легковых и грузовых автомобилей. Военный департамент США первым в мире сформулировал техническое задание на разработку бронированного автомобиля, специально предназначенного для доставки и эвакуации разведгруппы и ее вооружения, при этом обладающего способностью прикрыть разведчиков огнем.

Не удивительно, что основным стало требование сделать шасси с приводом на все колеса. Со времен Второй мировой войны это звучит как очевидное, но в начале 30-х годов, когда разрабатывали первое техническое задание, полный привод еще считался экзотическим, дорогим и сложным в освоении. Тогда еще не встала на ноги индустрия массового производства шарниров равных угловых скоростей ШРУСов, необходимых для передачи крутящего момента ведущим и одновременно управляемым колесам. Поэтому полный привод многие автомобилестроительные компании внедряли неохотно. Первой поправить свое материальное положение за счет нового военного заказа решилась фирма White Motor Company из Кливленда. Компания братьев Уайт, с самого начала ХХ века специализировалась на производстве грузовых автомобилей, а в 1932-1933 годах из-за резкого падения продаж, вызванного Великой депрессией, активно искала новых заказчиков и партнеров. Платежеспособность военного ведомства не могла вызывать у руководства White никаких сомнений. Как раз в то время White поглотил фирму Indiana, в их активе оказалось полноприводное шасси легкого 1,5-тонного грузовика White-Indiana 4х4, на котором как раз и построили первый прототип разведывательного броневика М7.

По результатам испытаний военные заказали небольшую партию новых автомобилей, получивших обозначение Scout Car М1. В 1934 году 76 машин М1 поступило на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Нокс (штат Кентукки). Автомобиль отличался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules L с рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. и был вооружен четырьмя мощными пулеметами: двумя 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами Browning М2 в передней части корпуса и двумя 7,62-мм Browning М1919А4 по бортам.

Вдогонку за White Motor Company, стремясь получить такой же военный заказ, за создание машин с подобными характеристиками принялись ее конкуренты. Сначала в 1935 году появился броневик с военным обозначением М2, предложенный другой автомобилестроительной фирмой Corbitt & Со из Северной Каролины с 8-цилиндровым двигателем Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. и двумя пулеметами М1919А4, располагавшимися по бортам корпуса. За этой моделью последовала модификация М2А1 с принципиальным новшеством - рельс-шиной, охватывавшей по периметру открытую часть броневого кузова. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы, что резко повышало оперативность стрельбы по сравнению с вращающимися пулеметами на неподвижных турелях. Еще одной версией М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове броневика в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы он с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.

В том же 1935 году аналогичный бронеавтомобиль представила еще одна компания Marmon-Herrington из Индианаполиса. Она специализировалась на переоборудовании грузовиков, пикапов и легковых автомобилей Ford в полноприводные и военные машины. Marmon-Herrington предложила бронетранспортер-разведчик A7SCA, аналогичный по своим характеристикам М2. Двигатель, конечно же был от Ford - V-образный, 8-цилиндровый мощностью 85 л.с., позволявший развивать скорость до 120 км/ч. Но отбить заказы у White и Corbitt этой машине не удалось. Marmon-Herrington попытал счастья еще раз, разработав броневик Т13 на полноприводном шасси грузовика Ford-Marmon-Herrington. Но удалось получить только маленький заказ на 38 машин для Национальной гвардии.

Тем временем, White Motor Company, учитывая свой опыт и наработки конкурентов, создает следующую модель М3 с новой 5-литровой карбюраторной «шестеркой» Hercules JXD мощностью 110 л.с. Броневой лист кузова перед радиатором той машины установили под наклоном, что позволило рикошетом отбрасывать пули. В 1938 году именно эта машина была принята на вооружение Военным департаментом США. Но она тоже разошлась небольшим тиражом всего в 64 экземпляра. А в массовое производство в 1941 году пошел окончательный вариант фирмы White с индексом М3А1.


От своего непосредственного предшественника М3, модернизированный М3А1 отличался увеличенным по ширине бронекорпусом с удлиненной задней частью. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в задней стенке ликвидировали. На переднем бампере появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны. Толщина брони лобового листа кузова М3А1 составляла 12,7 мм, а всех остальных листов - 6,35 мм. По устройству агрегатов шасси это был типичный полноприводный (4х4) легкий грузовик 40-х годов с раздаточной коробкой, установленной отдельно от коробки передач и связанной с ней промежуточным валом.

По периметру открытого кузова прокладывалась рельс-шина, позаимствованная от броневика Corbitt М2А1. По ней, с помощью подвижных станков М22, перемещались входившие в штатное вооружение пулеметы - их можно было легко направить вперед, назад, вправо, влево, просто перекатив по рельсу. Штатными пулеметами были 12,7-миллиметровый М2 и 7,62-миллиметровый М1919А4. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62 мм и 600-750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог применяться 7,62-миллиметровый пулемет Browning М1917А1 с водяным охлаждением. В Красной армии на станок М22 иногда укрепляли «Максим».

Американская армия предпринимала попытку перевести боевые машины с бензиновых двигателей на дизели. Так появилась модификация М3А2, на которой испытывали дизели Buda-Lanova (81 л.с.) и Hercules (103 л.с.). Но таких машин было построено не более 100. Основным так и остался карбюраторный броневик. «Скауты» поступили на вооружение разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. Кроме того, их использовали в качестве тягачей 37-мм противотанковых орудий, медицинских и штабных машин. В санитарном броневике можно было перевозить двух лежачих и трех сидячих раненых. Генерал Джордж С. Патон ездил не на Willys, а на штабном Scout. Машины этого семейства поставляли почти всем союзникам США по Антигитлеровской коалиции. Они стояли на вооружении английской, канадской и австралийской армий, войск Свободной Франции, Польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей.


Поставлять «Скауты» в красную армию начали в 1942 году. В советских документах времен Великой Отечественной войны эти - доселе невиданные транспортные средства - именовали бронетранспортерами, бронемашинами и даже полубронемашинами. Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных «Скаутами», готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.

Всего в СССР по Ленд-лизу поступило 3034 МЗА1. Казалось бы, число не очень большое. Тем не менее, именно «Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной армии. Более распространенной машины такого типа в период Великой Отечественной у советских военных просто не было, и «Скауты» внесли свой вклад в нашу Победу.


Как пример, иллюстрирующий применение разведывательными подразделениями Красной армии американских броневиков, можно привести действия головной походной заставы 7-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского механизированного корпуса в ходе наступления в начале сентября 1943 года на Украине. Передовые отряды бригад корпуса получили задание захватить переправу через реку Пселл, перерезать дороги восточнее Гадяча, а также в районе села Вельбовка. Головная походная застава 7-й мехбригады в составе 30 человек на трех бронетранспортерах МЗА1 перерезала путь отхода противника у южной окраины Вельбовки. Немцы не ожидали удара с этой стороны и, встреченные пулеметным огнём бронетранспортёров, пришли в замешательство. Вспыхнувший бой закончился поражением противника: подошедшие части 7-й и 9-й гвардейских механизированных бригад овладели Вельбовкой.

Иногда броневики «Скаут» позволяли советским разведчикам совершать активные маневренные действия, как это случилось в бою 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года. Южнее поселка Ленчна в балке немцы устроили засаду. Втянувшись в балку, колонна автомобилей управления 28-й гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий Ленчна. Выдвинувшись влево, два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука привлекли к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера МЗА1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный огонь по противнику из автоматов и пулеметов. В результате 30 немцев, осознав безнадежность положения, бросили оружие и сдались в плен, а остальные примерно 60 солдат и офицеров, находившихся в балке, были уничтожены. И только 30 немцев, засевших в зданиях поселка Ленчна, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу, по которой должна была двигаться колонна автомобилей. Высланные вперед два бронетранспортера МЗА1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив противника прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром немецкой засады.

Мощное вооружение, маневренность и хорошая обзорность позволяли эффективно использовать бронетранспортеры в уличных боях. 25 апреля 1945 года первыми на восточную окраину чешского города Брно ворвались бойцы разведывательной роты старшего лейтенанта И. Матушкина из 4-й гвардейской механизированной бригады 2-го гвардейского механизированного корпуса. Преодолевая заграждения, сильный пулеметный и автоматный огонь противника, они смело и решительно продвигались вперед. Бронетранспортер МЗА1 сержанта Б. Баязиева оказался далеко впереди остальных. Водитель заметил, что немецкие артиллеристы торопливо разворачивают пушку, чтобы уничтожить бронетранспортер, но сделать это они не успели. Баязиев прибавил скорость. А пулемётчик - рядовой С. Иванов меткой очередью из крупнокалиберного пулемета расстрелял расчет немецкой пушки. Вслед за разведчиками в Брно вступили бойцы мотострелковых подразделений 4-й гвардейской механизированной бригады.



До конца войны в США с конвейера сошло 20 918 броневиков Scout М3А1. В армиях многих стран эти боевые машины применяли до конца 70-х годов и даже позже. В 1996 году в Доминиканской Республике на вооружении еще стояло 35 М3А1.

Техническая характеристика

Рассказать друзьям